Как научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях

Как научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях

13.10.2023 Inna
Как научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Звук Р обычно самый сложный для ребенка, и речевой аппарат для его произношения развивается в последнюю очередь — чаще всего к 5-6 годам. Есть дети, которые могут выговаривать Р с четырех лет, но это считается ранним развитием, зачастую дети осваивают этот сложный звук к школе.

Как определить готовность речевого аппарата ребенка

Когда стоит бить тревогу, если ребенок не выговаривает Р? Для начала паниковать не стоит, но с 5-6 лет можно начать специальную гимнастику для языка, чтобы подготовить его к произношению этого звука. Р — действительно непростой звук, так как для его произношения нужно проделать ряд действий:

  • Сначала нужно поднять кончик языка к верхним зубам и практически прикоснуться к небу. У многих детей язык, как это называют некоторые логопеды, «ленивый» и не может долго удерживаться в этом положении.

  • Затем нужно на выдохе направить на кончик языка воздушный поток так, чтобы возникла вибрация. При этом направление должно быть точечным и четко направленным. И дети зачастую не понимают, что для этого нужно сделать.

Правильные упражнения помогают подготовить язык к определенному положению. Но для начала стоит проконсультироваться с логопедом, стоматологом или педиатром, чтобы убедиться, что у ребенка нет проблем с уздечкой, и ее не надо оперировать для того, чтобы научиться произносить определенные звуки. Обычно эти особенности видны еще в первый год жизни, когда младенец плохо сосет молоко из груди или бутылочки, но иногда случается так, что врач мог упустить этот момент.

Также у ребенка могут быть другие проблемы — от неправильного прикуса, до плохого слуха, когда он просто не понимает, как звучит тот или иной звук.

Как научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях

Как научить ребенка говорить букву Р

Для начала стоит убедиться, что ребенок довольно четко выговаривает Л, так как этот звук — предшественник Р. Для его произношения также нужно уверенно и твердо держать кончик языка вверху, за зубами. Только для произношения Л не нужно направлять воздух и издавать вибрацию. Обратите внимание, нет ли у вашего ребенка нечеткой Л, похожей на В, не высовывает ли он язык при произношении звука между зубами.

Точно также Р может звучать у ребенка совершенно по-разному. От английского «уэ» до раскатистого французского «гр», которое логопеды очень не рекомендуют использовать. Ребенок может говорить Р как звук Л, Ль или просто пропускать его, растягивая предшествующую гласную, например, «гааж» вместо «гараж».

Приготовьтесь к тому, что ребенку нужно будет ежедневно в течение 20-30 минут выполнять определенную гимнастику. Для этого могут понадобиться определенные реквизиты, которые могут вас удивить. Например, могут пригодиться ватные палочки, ватные диски, чупа-чупс и настольное зеркало.

Сразу хотим предупредить: если у вас в течение нескольких месяцев не получить самостоятельно поставить звук Р, стоит обратиться к логопеду за консультацией. Но даже если вы занимаетесь у профессионала, вам все равно будут задавать домашнюю работу.

Какие упражнения нужно делать, чтобы начать выговаривать Р

Все упражнения можно условно разделить на несколько групп и этапов:

  • разминка губ;

  • гимнастика для укрепление языка;

  • правильное выдыхание, чтобы ребенок научился направлять поток воздуха на кончик языка;

  • «заведение моторчика» — ребенок учится вибрации;

  • закрепление полученного звука Р;

  • повторение звука в слогах, затем в словах и предложениях, фиксация мягкого и твердого произношения Р.

Фонетическая гимнастика для губ

«Улыбаемся!». Ребенок должен улыбнуться, обнажая все зубы. Продолжительность подхода — 5 секунд, 5 повторов.

«Трубочка». Ребенок вытягивает губы, имитируя трубочку, беззвучно «воспроизводит» звук «у» или смыкает зубы и немного вытягивает губы вперед так, чтобы образовался квадрат.

«Двери открываются». Ребенок должен медленно открыть ротик так, чтобы между зубами обеих челюстей было расстояние 10 мм.

Как научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях

Фонетическая гимнастика для языка

  • Лопаточка. Широкий, распластанный язык нужно высунуть изо рта и положить его на нижние зубы и губу, полностью закрыв их. Зафиксировать положение на 5 секунд.

  • Качели. Нужно открыть рот как при произношении звука А, высунуть язык и тянуться его кончиком то к носу, то к подбородку. Повторить 10 раз.

  • Маляр. Нужно поднять кончик языка вверх и гладить небо вперед-назад. Повторить 10 раз.

  • Чашечка. Необходимо слегка высунуть язык изо рта, расслабив его, чтобы он был распластанным. Затем края языка загнуть внутрь, чтобы образовалась своеобразная чашечка. Затем эту чашечку «убрать» в рот. Повторить упражнение 5 раз.

  • Парус (или грибок). Широкий язык нужно поднять вверх, прислонив кончик к небу. Рот при этом должен быть открыт. Зафиксировать на 5 секунд.

  • Дятел. Зафиксировать язык в положении «парус», как в предыдущем упражнении, затем говорить д-д-д-д, как будто дятел стучит по дереву.

  • Комарик. Зафиксировать язык в положении «парус», когда язык за верхними зубами, и произнести звук З. Попробовать продлить звук, чтобы он получился жужжащим.

Игровые методики для обучения звуку Р

Чтобы научиться целенаправленно выдыхать воздух на кончик языка, можно использовать небольшой кусочек бумажного полотенца или ватного диска. Слегка намочите его и прилепите ребенку на кончик носа. Установив язык в положении «чашечка» за пределами рта, нужно выдохнуть с силой на кончик языка так, чтобы поток воздуха сдул бумажку или ватный диск с носа.

Теперь нужно «завести моторчик» — добавить вибрантов в звук Р. Для этого есть несколько упражнений.

Первое упражнение. Язык нужно установиться в том положении, которые ребенок использовал ранее при методике «дятел», то есть при открытом рте поднять широкий язык вверх и кончик прислонить к небу за верхними зубами. Взять ватные палочки. В момент, когда ребенок будет произносить Д-Д-Д, ватной палочкой проводить быстро по нижней части языка влево-вправо, чтобы получилась вибрация. Вместо ватной палочки можно использовать зубную щетку, палочку от чупа-чупса или медицинский шпатель (главное, чтобы они были стерильны).

Второе упражнение. Оно выполняется лежа. Например, ребенок может во время его выполнения положить голову на ваши колени. При этом делается все то же, что и в первом упражнении, но если у ребенка не получается выполнить его в вертикальном положении, в позиции лежа язык лучше «прилипает» к нужной части неба.

Третье упражнение. Это упражнение рассчитано для тех, кто легко справился с предыдущими. Когда ребенок уже примерно понял, как «заводится моторчик», можно зафиксировать его язык с помощью ватной палочки, установив ее горизонтально. При этом ученик самостоятельно пытается выдыхать воздух с вибрацией.


Источник