Чтобы раз и навсегда разобраться, что же такое эмоциональный интеллект (EQ), давайте прямо сейчас вспомним наших одноклассников. Были среди них отличники и троечники. Одни пошли в ПТУ, другие — в МГУ. А как их судьба сложилась к сегодняшнему дню? Наверняка среди троечников есть успешные карьеристы и даже новаторы, а среди отличников много простых менеджеров. Но Вселенная все же справедлива, как бы мы ни пытались уличить ее в обратном!
Мы живем в обществе. По заслугам получают не те, кто просто напитался знаниями, а те, кто умеет ловить удачные моменты. Быть просто профессионалом своего дела уже недостаточно. Для достижения успеха в самом широком его понимании нужно суметь найти себя, выбрать любимое дело и выгодно продать свои идеи, а для этого важно общаться с окружающими грамотно. Быть гибкими, чуткими, не вступать в ненужные конфликты, не паниковать при неудачах, не обижаться на критику и отстаивать свое мнение там, где это необходимо. Развить эту гамму полезных качество можно, лишь если у человека получается осознать свои чувства и потребности в полной мере. Получив такой опыт самопознания, ему становится легче разобраться в эмоциях, которые испытывают и люди вокруг. А это уже прямой путь к тому, чтобы добиться от них желаемого.
Звучит прагматично, но так устроен наш мир. Если вы хотите, чтобы ребенок существовал в нем комфортно, прорабатывать с детства нужно прежде всего сферу эмоций. А буквам и счету его обучат в школе.
Что такое EQ?
Переоценить значение EQ сложно. Именно эта разновидность «интеллекта» отвечает за то, как мы трактуем происходящие с нами события. А трактуем мы их по-разному. Одни на критику обижаются, другие принимают к сведению. Кто-то после увольнения опускает руки, а кто-то отправляется покорять новые горизонты. И так во всем.
В итоге наш личный взгляд на мир влияет на качество нашей жизни во всех ее сферах и в целом — на нашу судьбу. Вот еще один показательный пример. Представьте ситуацию: два мальчика участвуют в соревнованиях по плаванию. Один занимает третье место, но победу он воспринимает как поражение. Второй, оказавшись лишь четвертым в списке, полон энтузиазма и уже мечтает о следующем заплыве. Как объяснить этот парадокс?
В первом случае родители и тренер поставили ребенку строгие ограничения: «Именно сегодня, именно сейчас ты должен победить». Этими установками они внушили мальчику губительную мысль: либо ты выйдешь из соревнования чемпионом, либо проиграешь. Любое место кроме первого заранее расценивалось как полный провал. Потерпев «неудачу», ребенок оказался в состоянии сильнейшего стресса и почувствовал себя ущербным.
А вот второго мальчика настраивали по-другому. Посыл и от тренера, и от мамы с папой исходил примерно такой: «У нас с тобой задача в этом году принять участие в четырех соревнованиях. Каждый раз мы будем постепенно развивать твои умения, анализировать достижения и ошибки и, конечно, много тренироваться». Ясно, что при таком настрое он занимается плаванием с удовольствием, а это единственный здоровый способ сохранить мотивацию.