Как дети относятся к сверстникам с ограниченным возможностями: результаты опроса

Как дети относятся к сверстникам с ограниченным возможностями: результаты опроса

12.09.2023 Inna
Как дети относятся к сверстникам с ограниченным возможностями: результаты опроса
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Накануне 1 сентября, в VK опросили российских родителей и узнали, как они относятся к «инклюзивной» детской дружбе, и есть ли в их близком кругу дети с инвалидностью, а также с особенностями физического и ментального развития. 

В исследовании приняли участие 1400 человек из крупных российских городов с населением от 250 тысяч человек, из них 61% мам и 39% отцов, у которых есть дети в возрасте от 4 до 14 лет. 

Данные опроса показали, что у трети (31%) российских нормотипичных детей и детей без инвалидности в возрасте 4-14 лет есть друзья или знакомые с инвалидностью. Более родителей (57%) считают, что эта дружба ничем не отличается от дружбы с детьми без инвалидности. 34% уверены, что такое общение полезно для всех участников. Чаще всего инклюзивное общение происходит на прогулках, на детских и спортивных площадках (50%), в школе или детском саду (41%), дома или в гостях (30%). 

Как дети относятся к сверстникам с ограниченным возможностями: результаты опроса
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Также родители рассказали, как их дети реагировали на детей с ОВЗ во время случайной встречи на прогулке или в других местах. При встрече с детьми с инвалидностью почти половина (47%) детей спрашивали у родителей, что с ними не так.  Еще треть (33%) общались как с другими детьми и четверть (25%) не обращали внимания на особенности развития детей с инвалидностью, а 20% испытывали любопытство и интерес. 

«Инклюзией легко обозвать новый пандус у крыльца, появления ребенка с инвалидностью в классе или разовое финансирование. Но она — про ценность уважения и требует системных изменений: инвестиций в квалификацию управления школы, дополнительных специалистов, методическое обеспечение. Инклюзия — это комфорт и безопасность каждого: на инвалидной коляске, с веснушками, из многодетной семьи или оставшегося на второй год. Мы хотим выбирать лучшее будущее, где старость, бедность, болезнь, любое другое обстоятельство слабости не лишит нас места в обществе, возможности самовыражаться, быть видимым и слышимым. Поэтому инклюзия — не выбор для каких-то специальных детей и родителей, это наш общий сложный путь», — прокомментировала результаты опроса Мария Климашкина, директор благотворительного фонда «Игра»

Как дети относятся к сверстникам с ограниченным возможностями: результаты опроса
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Абсолютное большинство родителей согласны с важностью широкого информирования о том, как правильно общаться с детьми с инвалидностью и считают отсутствие таких знаний главной проблемой взаимодействия детей (41%). При этом большинство  родителей  считают, что знают как общаться с детьми с инвалидностью, с отсутствием достаточных знаний согласились только 21% респондентов. 

«Большинство стереотипов, которые существуют у людей без инвалидности насчёт инклюзии, возникают из-за отсутствия личного опыта взаимодействия с людьми с инвалидностью. Если бы с самого раннего детства все вместе ходили в детский сад, в школу, вместе бы играли на детских площадках, ходили в кино, получали высшее образование,  работали, встречались каждый день, то большинству стереотипов было бы просто неоткуда взяться. Именно поэтому инклюзия с самых первых дней жизни каждого человека является самым простым и эффективным механизмом для разрушения стереотипов и создания другого общества, где все — на равных», — говорит Нурсина Галиева, менеджер проектов благотворительного фонда «Даунсайд Ап». 

Как дети относятся к сверстникам с ограниченным возможностями: результаты опроса
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Источник