Из идеального ребенка в непоседливую бурю: что происходит с детьми 11 лет?
19.02.2024Shutterstock/Fotodom.ru
Елена Гориновапсихология
Психолог, специализирующийся на социальном поведении, тренер, эксперт Центра толерантности.
Личный сайт
Многие родители спорят о начале подросткового возраста. Кто-то ожидает, что переходный период начнется у ребенка в 13-14 лет, поэтому резкое изменение поведения в 11 является для них неожиданностью. Новые сообщения в средствах массовой информации говорят об этом: именно в 11 лет многие дети начинают совершать странные поступки. нападают на сверстников, устраивают дома вечеринки, становятся родителямиВажно помнить, что начало переходного возраста у девочек обычно приходится на возраст 9-12 лет, а у мальчиков — на 12-13 лет. Поэтому число 11 часто воспринимается как рубеж между детством и подростковым возрастом.
Переходный возраст — (не)опасный период?
Переходный возраст окутан множеством мифов и стереотипов, что делает его практически мистическим периодом: ребёнок будто бы мгновенно преображается в недоступное и «опасное» существо.
Не беспокойтесь, этот этап развития обычен и не представляет угрозы. Это естественный процесс взросления с заметными изменениями в психике и теле.
В возрасте 11-12 лет гипоталамус в мозге активизирует выработку гонадотропин-рилизинг гормона, который стимулирует выработку половых гормонов: эстрогенов у девочек и тестостерона у мальчиков. Эти биохимические изменения запускают физическое созревание, рост и развитие вторичных половых признаков.
Начало и темпы полового созревания у подростков различаются. В одном классе могут быть дети одного возраста, но с различным поведением и реакциями.
Помимо физических, происходят и психологические преобразования. Мозг подростка… Проходит через этап повышенной нейропластичности. Это период интенсивных изменений, когда образуются новые связи между нервными клетками, а существующие либо укрепиваются, либо исчезают.
Andrii Rakov
Знание этих процессов помогает взрослым лучше понять поступки подростков.
Это не означает, что наше вмешательство бесполезно. Напротив, подросток в этот период особенно нуждается в поддержке и понимании со стороны взрослых.
Подходящее общение, учет индивидуальных особенностей развития и создание условий для безопасного самовыражения могут сделать переходный возраст менее стрессовым как для подростков, так и для родителей.
«Но у меня в 11 лет было не так!»
Подумайте о себе в этом возрасте. Даже если возникнет желание заявить: «Я была спокойной, послушной, и вообще никакого кризиса не было!», то будьте терпимы к чувствам детей. Наградой за «лучший подростковый период» не предусмотрено.
Постоянное сравнение себя и детей одного возраста объясняется стремлением найти ответ в физиологии, которая, как нам кажется, осталась неизменной за последние тридцать-пятьдесят лет. В результате мы убеждены, что переходный возраст протекает одинаково у всех поколений. Однако это неверно. Биология, к сожалению или к счастью, не оказывает влияния на все аспекты жизни.
Подростковый возраст характеризуется существенными изменениями как в физиологии, так и в мировоззрении. Мир претерпел значительные трансформации. поколение ZПоскольку новое поколение появилось и воспиталось в мире цифровых технологий, его подростковый период сильно отличается от того, который прошли родители.
Главное отличие — повсеместное использование технологий. Дети 11-12 лет едва помнят мир без интернета, смартфонов и соцсетей. Это сказывается на их общении, учебе и самовыражении. В отличие от предыдущих поколений, для которых встречи с друзьями и игры на улице были главными способами общения, подростки проводят всё больше времени онлайн.
Поколение Z выросло в мире с мгновенно доступной информацией и отражающимися в экранах смартфонов глобальными событиями. Это сделало его более осведомлённым о социальных, экологических и политических проблемах. Уже в 11-12 лет оно может проявлять интерес к изменению климата, равенству полов и социальной справедливости, что отличает его от интересов подростков прошлых поколений в этом возрасте.
Образование также изменилось. Современные дети могут пользоваться большим количеством ресурсов. онлайн-ресурсамДоступ к информации и обучающим инструментам позволяет получать знания самостоятельно при наличии мотивации. Но такой подход создает проблемы: избыток информации и трудности с фокусировкой.
Последнее крайне важно, поскольку касается эмоций. Присутствие в социальных сетях, расширение представлений о мире и личности, успешный успех, стремление к онлайн-идентичности могут усилить чувство одиночества у подростков. В то время как родители могли испытывать стресс от экзаменов или отношений с одноклассниками, Современные подростки испытывают повышенное давление из-за соцсетей и стремления к «идеальной» жизни, показанной на экранах.
В чем разница между 11 и 16 годами?
Дети 11 лет и подростки 16 лет принадлежат к широкому диапазону подросткового возраста, однако существуют значительные различия в их психическом развитии, поведении и социальных контактах. Различия вызваны как биологическими процессами развития, так и изменениями в социальной среде и ожиданиях со стороны взрослых.
Откуда у детей в 11-12 лет агрессия?
АгрессияВ период с 11 до 12 лет ряд факторов, взаимосвязанных и усиленных биологическими процессами, может спровоцировать изменения. Дети встречают первые существенные трудности в эмоциональном и физическом развитии.
Пубертатные изменения
Началом полового созревания идет скачок гормонов, который может вызывать эмоциональные расстройства и агрессию.
Подростки могут сталкиваться с трудностями в управлении своими импульсами: «Сначала сделал, потом подумал», «Сначала накричал — потом устыдился».
Развитие мозга
В подростковом возрасте мозг интенсивно развивается, особенно зоны, отвечающие за управление эмоциями и импульсивные действия. Незрелость этих участков может вызвать повышенную агрессию. «Мне не нравится – я всем об этом скажу», «Ты меня бесишь – тебе дадут».
Поиск идентичности
Молодые люди стремятся найти свое место в обществе и определить свою личность. Этот процесс может приводить к конфликтам с родителями, учителями и сверстниками из-за разочарования и гнева по поводу несоответствия своих ожиданий и ожиданий окружающих. «Я не знаю, кто я!», «Говорите, что я глупая? Отлично, буду глупой», «А я вот назло не буду говорить вежливо».
Социальное давление и буллинг
Влияние ровесников, опасение оказаться отвергнутым издевательстваАгрессивное поведение может проявляться как форма самозащиты. Низкая самооценка и неуверенность в себе способны провоцировать агрессию, являющуюся способом продемонстрировать силу или контроль над обстановкой.
Ребенок пока не способен понимать, как самостоятельно разрешать проблемы без родительской поддержки. В возрасте 10-12 лет ребенок все еще психологически близок к родителям, но сверстники заставляют его стремиться к независимости от них. Ребенку также непонятна возможность решения конфликтов мирным путем, через диалог или обращение за помощью, а не рукоприкладство.
Для продуктивного общения важны рациональный подход к проблемам, умение предвидеть последствия, эмоциональный интеллект, навыки общения и осознание своего права на защиту. Эти качества постепенно развиваются, однако ребенок пока импульсивен и уязвим, плохо разбирается в собственных чувствах и перепады настроения влияют на его поведение: он остро реагирует на обиды, открыто проявляет гнев или наоборот, замыкается в себе.
В определенной степени агрессивные дети получают больше внимания: из-за них чаще всего говорят о жестокости младших подростков. Взрослые сочувствуют родителям или осуждают их, а учителя пытаются помочь ребенку, обратившись к психологу. Зато тихие, необщительные и замкнутые дети, которые проводят время одни в классе или комнате, вызывают меньше беспокойства. Родители могут обожать таких детей, а учителя просто не замечают их.
Это может обернуться фатальным просчётом, о чём свидетельствуют аналогичные ситуации. стрельбы в школахДети отмщают свои унижения, нанося ущерб как тем, кто причинял боль, так и тем, кто не причастен к их мучениям.
Как культура сказывается на поведении подростка?
Насильственный контент в интернете, по телевизору и в играх может сделать агрессию приемлемым способом разрешения конфликтов для подростков, не наученных другим методам. Без примеров конструктивного решения конфликтов из школы и дома подростки могут полагаться на агрессию как единственное известное им реагирование на стресс или разочарование.
Что делать с ребенком-младшим подростком?
Gpoint Studio
Любите и не вините
Ваш малыш вырастет, и подросток станет частью жизни вашего семейства. Подростковый возраст — естественный этап развития на пути к взрослости.
Ваша главная задача — быть любящими и понимающими родителями. Во время вспышек агрессии, протеста или обиды не осуждайте ребенка, не используйте оскорбления и не обвиняйте его в том, что вам неприятно слышать его слова. Он сам не осознает своего состояния и не может остановиться. Старайтесь оставаться спокойными и рассудительными, скажите ребенку, что любите его, и вместе найдите выход из трудного положения.
Формируйте пределы, одновременно способствуя независимости.
Настало время установить правила с санкциями за их нарушение. Взрослые думают, что подростки младшего возраста нуждаются в свободе и независимости. Да, подрастающие борются за право носить любимую одежду, слушать определённую музыку, есть желаемую еду, а не ту, которая полезна, и так далее.
Отсутствие у взрослых стремления восстановить авторитет, настаивать на своём и желание не обращать внимания на происходящее путает подростков.
Чувствуя себя беспомощными и никому не нужными («раньше любили, обнимали, заставляли учиться, а теперь мне не нужны»), младший подросток словно состоит из противоположностей.
Что делать, чтобы снизить уровень агрессии в этом возрасте?
Shutterstock/Fotodom.ru
Не обращайте внимания на неподобающее поведение ребёнка, когда другие люди рядом. Не позволяйте себе стать агрессивным. Ничего не расстраивает подростков больше, чем публичные замечания.
В младшем подростковом возрасте ребенок может испытывать дискомфорт или стыд из-за неуверенности в себе, переживания своей внешности или травли в школе, даже без вмешательства взрослых. Если ребенок вел себя агрессивно или вам жалуются на него при его присутствии, сделайте вдох-выдох, спокойно пообещайте поговорить с ним (без угроз, а спокойным и вежливым тоном), но до этого момента не позволяйте никому оскорблять или ругать ребенка. Всегда поддерживайте его.
-
В первую очередь постарайтесь понять, что провоцирует такое поведение. Избегайте нападок и угроз в адрес ребенка, не поддавайтесь отчаянию перед его непослушанием. Устройте беседу за чаем, обнимите малыша (если это ему нравится), пообещайте поддержку или дайте полезный совет о поведении. Расскажите свой опыт из похожих лет.
-
Предоставим подростокům возможность открыто проявлять чувства в контролируемой и благоприятной обстановке. Проводите увлекательные мероприятия, записать ребёнка в клуб или секцию по его увлечению, совместно просматривайте захватывающие и эмоциональные фильмы, подходящие для возраста.
-
Обращайте внимание на действия ребенка, а не на характер. Подождите, пока подросток успокоится, затем поговорите с ним о его поведении. Вероятно, ему уже стыдно за то, как он себя вёл.
С любовью и корректностью опишите его слова и действия во время проявления агрессии. Расскажите о своих чувствах, не делая критических замечаний или обидных сравнений. Эмоциональные высказывания могут вызвать протест и отвлечь от решения проблемы.
Книга: «Пубертат: как пережить переходный возраст, ребёнку и родителям».
КУПИТь
Реклама. www.labirint.ru