Истерики ребенка из-за детского сада: что предпринять?
17.01.2022Pekic / E+ / Getty Images
В нашей рубрике «Задай вопрос эксперту» читательница Юлия спрашивает:
Ребенку 2,7 года посещение сада длится 4 месяца. Большую часть времени его беспокоит здоровье. В сентябре казалось, адаптация протекает нормально. Плач при расставании с родителями быстро проходит. Все время немного грустит и ожидает маму. С другими детьми не общается.
Ребенок сильно привязан к матери, так как с рождения ему никому не помогали. На днях ситуация ухудшилась: дома случаются страшные истерики, ребенок словно другой. Постоянно плачет, капризничает, любая мелочь становится причиной для разрыва. Просит постоянно на руки. В последний раз забрала из детского сада с дрожью по всему телу. Говорит, что никто его не обижает, не кричит. Другие дети хорошие и добрые.
Воспитатели постоянно его критикуют, так как он плачет и желает быть с мамой. поэтому он их боится.
В играх детсада можно услышать: «ты наказан», «сейчас заклею тебе рот», «сейчас уложу тебя спать на весь день».
В детском саду ребёнок ничего не интересует, почти не играет, сильно закрывается. Тихонько плачет. Воспитатели говорят, что малыш слишком привязан к маме и очень тревожный. Правильно ли будет переводить его в другой сад? Или есть шанс исправить отношения с воспитателями?
Марина Начкебия
клинический психолог, психотерапевт
Подготовка ребенка к детскому саду начинается раньше, чем он его посетит, это касается как самого ребенка, так и его матери.
-
В каком возрасте семья отдаёт ребёнка в детский сад? Когда это совпадает с другими переменами, ребёнку труднее. справляться с переменамиК таким изменениям относятся переезды, рождение младших детей, разводы родителей или выход мамы на работу после декрета.
-
Как мама справляется с предстоящей разлукой с ребенком?
-
Ребенок может идти в сад из-за любопытства к сверстникам, предвкушения новых занятий или потому, что родители считают это нужным.
Когда мама чувствует себя уязвимой, ребенку сложнее ощущать спокойствие и безопасность. У него меньше шансов откликаться на игру с другими детьми и получать удовольствие от нее. Повышенная капризность ребенка дома – нормальное явление адаптационного периода. Сдерживая эмоциональное напряжение в течение дня, ребенок проявляет его родителям.
Во время адаптации поведение ребенка может меняться: становится он более замкнутым или демонстративным, агрессивным. Ему требуется время, чтобы познакомиться с новыми людьми и привыкнуть к новым условиям. Частые болезни могут указывать на то, что ребенку психологически сложно справляться со стрессорами, ресурсы уходят на преодоление их, а адаптация осложняется, ребенок отстраняется от общения.
Как поддержать ребёнка в процессе привыкания к дошкольному учреждению?
Попробуйте соединять эмоциональное состояние ребенка с предшествующим случаем или фактором.
Поговорите с ребёнком о том, что с ним происходило в детском саду: расскажите о его играх, наблюдениях и занятиях. Если малыш ещё плохо говорит, дополняйте рассказ самим, основываясь на распорядке дня и расписании занятий.
Фотография Джилл Леманн / Момент / Гети Имиджис
Объясните, как действовать в ситуациях, которые пугают: если воспитатели ругают, другой ребенок забирает игрушку или малыш хочет подойти к другим детям. Поиграйте с помощью игрушек, «в детский сад», чтобы лучше понимать эти ситуации.
Как наладить отношения с воспитателями
От взаимоотношений родителей и педагогов детский сад часто влияет на состояние ребенка.
Порой я вижу, как родителями в присутствии учителей возникают сомнения и тревога из-за возможного осуждения, становясь словно детьми. Это затрудняет для малышей чувство безопасности.
Самый эффективный вариант — компромисс между родителями и воспитателями детского сада. Взаимодействие и совместные обсуждения помогут ребенку адаптироваться. Возможно, стоит объяснить воспитателям о потребности ребенка в поддержке и его трудном восприятии критики. Это станет примером для ребенка, как справиться с трудностями.
Если при желании перенести его в другое место обитания, адаптация протекает под влиянием новых условий и складывается с имеющимся неблагоприятным опытом.
Если через полгода ребенок не адаптируется, а детский сад всё ещё вызывает отрицательные эмоции, а общение с педагогами и другими детьми его не интересует, обратитесь к специалистам.
Олеся Устюшенко
системный терапевт, психолог
Если вы считаете, что строгие и властные воспитатели – благо для вашего ребёнка, пусть так и продолжается. В таком случае вы вырастите послушного, обиженного и застенчивого ребёнка.
Согласится ли это вам? Если же наивысшим приоритетом для вас является здоровье ребёнка, как физическое, так и психологическое, то стоит задуматься: что сейчас важнее – ребёнок или воспитатели?
В возрасте от двух до трёх лет у ребёнка складывается представление о собственном «Я». Это даёт ему возможность проявить себя в обществе и мире, взять ответственность за поступки, делиться, общаться и контролировать агрессию, уважительно относиться к авторитетам, выражать эмоции словами и справляться со страхом и тревогой.
Ваша главная цель сейчас — создать атмосферу доверия с ребенком, чтобы ему было комфортно чувствовать себя в окружающем мире.
Фактором является симбиотичность детей до 12 лет с родителями: ребенок воспринимает ваши эмоциональные состояния как свои. По описанию, ребенок болеет из-за необходимости обратить внимание на сложную ситуацию, которая происходит и с вами, и с ним в плане адаптации к новой социальной среде, новым условиям жизни.
Что делать? Проанализируйте свое поведение. Чувствуете ли вы, что свободно управляете своей жизнью или кто-то оказывает на нее сильное влияние? Ответ на этот вопрос поможет определиться с действиями в текущей ситуации.
Светлана Дулепова
Специалист по психологии с четырнадцатилетним стажем, заведующий интернет-центром «РасСвет».
Ребенок с года до трех лет живет в периоде безусловной любви. Его потребность можно сформулировать так: любите меня без условий, а именно не за поступки, а потому что я существую здесь и сейчас. В это время у ребенка также… кризис трех лет, который начинается уже с двухлетнего возраста.
Существуют два типа кризисов: «кризис самостности», когда ребенок делает всё самостоятельно, и «кризис бунта», когда он стремится проявить себя и заявить о себе. У ребенка еще нет собственного эмоционального фона и до 9 лет все его эмоции зависят от матери.
Читательница рассказывает о ребенке, но передает ли она только его состояние? С психологической точки зрения, ребенок подобен зеркалу матери, отражая ее поведение. Тогда получается, что истерики ребенка – следствие поведения матери.
evgeny atamanenko/Getty Images/iStockphoto
Рассмотрим пример аллергии и кожных высыпаний у ребёнка. Мы часто не обращаем внимания на причины этих проблем, а лишь устраняем внешние проявления. А что происходит с точки зрения психологии? Дети, заботясь о любимом человеке — матери, «принимают» её раздражение на себя.
Не нужно отказываться от помощи врачей, но полезно подумать о причинах проблемы. Первая рекомендация — сделать глубокий вдох и выдох маме. Ведь она описывает распространённую ситуацию для современных женщин: с ребёнком помочь никто не может.
Важно понимать, что детский сад и воспитатели — не противники. Самостоятельно запишите на бумаге причину вашего страха отпустить ребенка в сад. Примите идею, что ваш ребенок, которого вы так любите и который безусловно вас любит, имеет право общаться с другими людьми. У него могут быть друзья в детском саду, и хорошие отношения с воспитателем.
Внимательно оцените свой распорядок дня. Прямо скажем, уделяете ли вы внимание собственному благополучию? Не забывайте о саморазвитии: уход за собой, чтение книг, прогулки — всё это важно! К сожалению, многие мамы совершают одну большую ошибку: мы считаем, что можем дать детям то, чего нам самим не хватало.
Чтобы воспитывать других, нужно сначала усвоить то, чему самому научились.
Когда мама не испытывает любви к себе, ей сложно её отдавать ребёнку. Мать становится уставшей и раздражительной, а ребёнок вслед за ней начинает беспокоиться и проявлять своё недовольство капризами и плачем.
Следует обсудить ситуацию с воспитателем, поинтересоваться её мнением. Не стоит противопоставлять себя воспитателю! Лучше постараться наладить дружеские отношения, сделать ее своим союзником и помощником для благополучия ребёнка. Узнайте, с кем общается ребёнок в группе, познакомьтесь с мамой этого ребёнка, чтобы проводить время вместе вне детского сада.