Игра на музыкальных инструментах способствует развитию головного мозга: как помочь ребенку полюбить музыку
17.07.2023Согласно данным последних американских исследований, регулярные занятия музыкой оказывают позитивное влияние на развитие головного мозга в раннем возрасте.
Эксперимент, доказывающий это предположение, провела группа ученых-неврологов из Гарвардского университета и детской больницы Бостона. Регулярные уроки музыки, в частности игры на музыкальных инструментах, способствуют развитию и тренировке тех отделов мозга, которые позволяют организму адаптироваться к новым и сложным ситуациям. В ходе исследования врачи наблюдали за 15 ребятами, которые посещали музыкальную школу, и десятком детей, которые не имели такой практики. Возраст «испытуемых» составил 9-12 лет.
Участники эксперимента прошли тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, памяти и способности ориентироваться в ситуации. Результаты показали, что мозг ребенка, играющего на музыкальных инструментах, работает более эффективно и помогает ему стать более самостоятельным в жизни. По мнению ученых, музыкальная практика особенно помогает стимулировать две функции мозга: гибкость (способность переключаться с одного дела на другое или менять стратегию поведения в зависимости от ситуации) и память.
Хорошо, если ваш ребенок с ранних лет любит музыку, но как быть, если концерты и походы в театр не разбудили у малыша интерес к музыке? Вот как это можно сделать.
5 способов привить ребенку любовь к музыке
1. Устраивайте дома джемы. Берите все игрушечные инструменты, которые есть в доме, и устройте импровизированный концерт — пойте любимые песни и аккомпанируйте себе на всех инструментах, которых возможно. Пуст это будет невпопад и совершенно не музыкально — главное творчество.
2. Создайте музыкальные инструменты своими руками. Это может быть шейкер, заполненный крупой, или банки и кастрюли, которые можно приспособить под барабаны. Колокольчики, металлические ложки, — пусть все идет в ход.
3. Учите ребенка слушать. Обычно музыка — лишь аккомпанемент к другим занятиям в нашей жизни. Мы слушаем ее, пока занимаемся чем-то «более важным». Однако иногда надо просто сесть и послушать. Включите спокойную приятную музыку, найдите уютный уголок, снимите обувь, обнимите детей и не делайте ничего, только слушайте. Пусть это будет всего пара минут. Если хотите потанцевать под эту музыку — танцуйте. Лучше всего для совместного прослушивания подойдут «Air on a G string» Баха, «Gymnopédie No. 1» Эрика Сати, «Clair de lune» Клода Дебюсси. Если вы любите классику, то слушайте ее при детях, когда работаете или когда готовите на кухне. А еще можно послушать коротенькие 10-минутные рассказы о музыке прекрасного музыканта и искусствоведа Михаила Казиника, который простым и увлекательным языком учит слушать и слышать классическую музыку.
4. Играйте в музыкальные игры. Это может быть что-то вроде игры «Угадай мелодию», или сочинение собственного произведения, когда один начинает, а другие заканчивают песню. Или кто-то придумывает слова, а другие члены семьи — музыку к ним. Это развивает фантазию и отлично тренирует творческое мышление у ребенка.
5. Читайте детям музыкальные книги. Сегодня найти хорошие книги, посвященные музыке, совсем несложно. Речь идет не только о тех книгах, в которых малыши изучают различные звуки, но и о тех, что знакомят детей с музыкальными инструментами и великими музыкальными произведениями.