В последнее время мы все чаще встречаем детей, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнять указания. С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Часто у родителей такие проявления вызывают не просто беспокойство, но и злость. Но важно понимать, что все эти проблемы являются результатом измененной биохимической активности мозговых структур и сам ребенок никак не может контролировать свое поведение.
Золотые правила
Во-первых, родителям необходимо отвести ребенка на консультацию к психоневрологу для постановки точного диагноза. Во-вторых, в общении с гиперактивными детьми необходимо стараться соблюдать ряд правил, о которых должны знать родители и педагоги:
-
не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
-
при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;
-
во время занятий такому ребенку лучше сидеть за первой партой, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
-
в течение занятий давайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести, помочь и т.п.;
-
хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.