Гений или талант: педагог назвал 3 качества детей, которых ждет успех в жизни
12.04.2022«Современная психология считает, что одаренность состоит из трех основных элементов: мотивации, когда ребенок к чему-то стремится, интеллекта, определяемого по IQ, и креативности, которая тоже измеряется тестами интеллекта. Они действительно работают, несмотря на то, что их часто ругают. Но нужно уметь пользоваться этим инструментом».
Эксперт поясняет: любая деятельность человека полимотивирована, то есть в ее основе одновременно лежит множество мотивов. Причем, осознаем мы только часть из них.
«Давайте возьмем основную детскую деятельность — учебную, — говорит Александр Савенков. — Что может заставлять ребенка учиться? Например, есть общественно-ценные мотивы: чувство долга или ответственность. Есть эгоистические мотивы — победить на конкурсе или олимпиаде, получить медаль, услышать похвалу. Есть мотивы избегания неприятностей, например, папа Николы Паганини, когда в детстве музыкант брал не ту ноту, бил его смычком по пальцам. Еще есть процессуальные мотивы, когда не нравится предмет, но нравится сам процесс.
А еще есть мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью. Одаренные дети практически на физическом уровне получают удовольствие от живописи, математики, биологии, другого любимого предмета. Их привлекает само занятие — наполняет жизнь смыслом.
Гениальность, одаренность и талант — есть ли разница?
Три понятия, между которыми часто ставят знак равенства. Но на самом деле, это совершенно разные вещи.
«Титулы гениев общество субъективно дает людям, сделавшим эпохальные открытия, людям, которые кардинально изменили мышление, поведение, жизнь, — размышляет эксперт. — Талант — это ступенька ниже.
Что касается одаренности, то это потенциал — его можно реализовать, а можно нет. Не все одаренные люди достигают успеха, а на вершине социальной пирамиды порой оказываются и вовсе бездарные».
Что касается интеллекта, то это как раз та часть одаренности, которая тесно связана с нашим генотипом. И не факт, что мы наследуем ее от родителей: в семье математиков может вырасти гуманитарий, а потомственные музыканты дарят порой миру талантливого программиста.
«Сложнейшие переплетения генов рождают новое сочетание, которое попадает в определенную среду, — говорит психолог. — И эта среда либо поддерживает интеллект, либо глушит. Его можно натренировать, но это будет временный эффект, как только прекратятся тренировки, уровень сразу снизится.
По данным большинства психогенетиков, интеллект у детей наследуется в пропорции 3 к 7, где 3 генотип, а 7 среда, а у взрослых — 8 к 2. То есть, чем старше мы становимся, тем сильнее на нас влияет генотип. Поэтому с возрастом мы становимся похожи на родителей, бабушек, дедушек.
Третий элемент — креативность. Она на 50% зависит от среды
«Принципиально важно, чтобы в окружении был референтный взрослый, которого сможет копировать ребенок, — подчеркивает Александр Савенков. — Это может быть родственник, педагог, даже литературный или киногерой. Ведь креативность, она заразна, она как вирус. Ей можно заразиться, в хорошем смысле этого слова».
Одаренные дети или детская одаренность?
Думаете, это одно и тоже? На самом деле, абсолютно разные вещи! Одаренные дети — это буквально 2-5% от всего количества детей. А вот детская одаренность — это интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. Не так важно, как и кто одарен, важно, что ты смог выжать из этого потенциала.
«Сегодня одаренность определяют через успешность, хотя это на самом деле не так, — объясняет эксперт. — Ребенок, который досрочно окончил школу — это еще не одаренность. Успешность, да. Успешным, повторюсь, может быть и посредственный человек.
Есть разница между даром и успехом. И если мы ориентированы на успех, надо работать с детской одаренностью».
Как понять, что ребенок действительно одарен?
Наш эксперт советует обращать внимание на речь, мышление и поведенческие особенности. Одаренный ребенок будет отличаться от сверстников.
«Самый главный маркер для родителей дошкольников — уровень концентрации, — говорит Александр Савенков. — Чем дольше ребенок удерживает внимание на однообразном процессе: строит башню, слушает книгу, тем меньше можно беспокоиться за его обучение. Ведь как только мозг перегрузился, он переключается. А одаренный ребенок может долго делать одно и то же дело».