Формирование у детей любви к чтению

Рубрики:

Порой родители учеников жалуются на то, что дети проявляют мало интереса к чтению книг. Некоторые из взрослых, отметив эту тенденцию, вздыхают и говорят о влиянии времени и интернета. Другие родители понимают, что такие объяснения не помогают решить проблему и привести детей к полезному занятию.

Ребенок и чтение

Впервые стоит отметить, что явление «не читающего ребёнка» не новое, и современное общество к нему отношения прямых не имеет. Поинтересуйтесь у своих родителей, а также бабушек и дедушек – вам напомнят, что и в прошлые времена было нелегко усадить ребятню за книги.

Были и более захватывающие занятия – катание с горки, футбол, телепередачи, игры. Совет от пожилых людей тоже пригодится: не всегда Америка открывается сразу, а проверенные временем способы часто работают и сейчас. Художественная литература играет важную роль в развитии личности ребёнка. Не придавать чтению должного значения – недальновидно, опрометчиво и непрактично.
Помимо расширения кругозора, домашнее чтение способствует успешной учёбе. Дети, которые читают быстро и хорошо, справляются со всеми школьными предметами: гуманитарными и точными (кроме физкультуры). Современная насыщенная программа школьного образования требует от учеников высокой концентрации внимания и способности усваивать разные виды информации.

Ребенку, читающему по слогам медленно, сложно работать с большими текстами, анализировать их в ограниченном времени. Научив ребёнка хорошо читать, вы облегчите ему освоение различных предметов и подарите радость от учёбы.

Конечно, не все дети, пренебрегающие чтением, становятся дворниками и разнорабочими. Много примеров успешных бизнесменов, прочитавших за жизнь пару-тройку книг. Многие из них со временем отмечают упущенные возможности и сожалеют о том, что не уделяли книгам внимания. Если обязанность взрослых — научить ребенка вовремя читать, то задача мудрых родителей — приобщить малыша к хорошей литературе. Сделать так, чтобы маленький человек сам тянулся к книжкам под силу всем родителям. Для этого требуется желание, терпение, понимание и любовь.

Как помочь ребенку полюбить книги

Врожденная грамотность и любовь к чтению встречаются, но не так часто вырастают библиофилы в семьях, где мало внимания уделяется книгам. Окружение, традиции и образ жизни семьи обычно формируют личность человека, его вкусы, привычки и потребности. Поэтому родителям следует прежде всего начать с примера собственного поведения.

Если ребёнок с детства видит читающих родителей и взрослых, обсуждающих книги и делящихся впечатлениями, если рядом с игрушками и предметами быта малыш видит книги и может ими пользоваться свободно, а в семье приняты вечерние чтения вслух, то потребность к литературе для него станет нормой, гармоничной частью общего развития.

Не ограничивайте выбора книг своего ребенка. Дайте ему возможность познакомиться с разнообразной литературой: наряду с детскими сказками, стихами и рассказами пусть на его книжной полке окажутся фольклорные произведения, энциклопедические справочники и тематическая литература. Любознательный ребенок сам определит, что ему интереснее.
Возможно даже, что его предпочтения вас удивят. В любом случае задача родителей – познакомить ребенка с разными художественными, историческими и публицистическими произведениями. Не стоит навязывать свое или общепринятое мнение. Уважайте выбор ребенка, читайте вместе с ним, дискутируйте и обсуждайте прочитанное.

Прекрасная традиция, передающаяся из поколения в поколение во многих семьях – чтение книг перед сном. Мамы, папы, бабушки и дедушки читают сказки детям перед тем, как они ложатся спать. Хорошо, если эта привычка сохраняется на долгие годы. Читать вслух вместе можно не только детские сказки, но и приключенческую литературу, фантастические повести, исторические романы. Выразительное чтение, игра голоса, подобранная интонация сделают эти занятия увлекательными, пробудят интерес к печатному слову и сохранят теплые воспоминания о семейных вечерах на всю жизнь.

Как заинтересовать ребенка чтением

В попытках привить детям любовь к чтению иногда получается обратный результат. Взрослые, руководствуясь добрыми намерениями, ставят ребенка перед выбором: «Футбол будет после прочтения главы», «Компьютер разрешен после чтения…».

Угрозы и шантаж навряд ли сделают книгу интереснее и желаннее. Скорее всего, возникнет отвращение к чтению. Если тексты скучны для ребенка, лучше заменить их более увлекательными, выбрать другую тематику, другой стиль изложения.

Шедевры, вошедшие в школьную программу, часто становятся для многих не любимыми книгами, а тяжким бременем. Познавательно ли вам было погрузиться в романы Толстого и Достоевского на уроках? Скорее всего, большинство из нас открыли для себя великих писателей позже, уже став более зрелыми и разбирающимися в своих вкусах. Насильно полюбить не получится ни книги, ни что-либо ещё. Если школьная программа всё же обязательна, предоставьте ребёнку возможность читать дома то, что ему действительно интересно.

Не стоит искусственно форсировать взросление ребенка. Некоторые книги, которые кажутся вам увлекательными, ему пока неинтересны. Не спешите, всё имеет своё время – не успеете оглянуться, как ваша дочь в двенадцать лет возьмет у вас Коэльо, а сын зачитывается Ремарком.

Вспомните любимые книги вашего детства. Часть из них заинтересует и ваших потомков, а другие им останутся непонятны. Не пытайтесь заставить современных детей полюбить Каверина или Алексина – для них те произведения будут слишком далеки.

Развиваем у ребёнка навык чтения и приобщение к литературе.

Много лет для обучения чтению использовались разнообразные методики. Некоторые оказались эффективными, другие – бесполезными. Ребенок постигает чтение быстро и с удовольствием, если принцип понятен, процесс интересен и результат виден. Сложно соединить буквы в слова, ненамного легче понять значение слогов и их назначение. Но при выборе подходящей методики удивитесь, как легко и просто научиться читать.

Перед тем как дать малышу букварь или азбуку, прочтите учебник самостоятельно. Вам было трудно разобраться в схемах? Не можете легко объяснить и прокомментировать то, что изображено на страницах? Вы смогли бы сами научиться читать таким способом? При малейших сомнениях отложите такое пособие в сторону.

Обратитесь за советом к педагогам, воспитателям, родителям детей разного возраста, имеющим опыт обучения чтению. Попросите их порекомендовать азбуки и методики, а также поделиться своими впечатлениями. Выберите то, что кажется вам наиболее подходящим.

Будьте терпеливы и любящими. Никогда не ругайте малыша за ошибки, не торопите его, не раздражайтесь, если что-то не получается. Подсказывайте и помогайте ребенку, даже если он в сотый раз забыл «какая это буква». Хвалите кроху при каждой возможности, поощряйте его старания и вознаграждайте усилия. Прочитали страничку в букваре? А теперь мама прочитает три странички из «Винни-Пуха»!

При выборе первой самостоятельной книги не обращайте внимания на яркие картинки и большой шрифт. Внешнее оформление важно для восприятия, но содержание важнее – понятный сюжет, простые слова, короткие предложения, подходящие иллюстрации. Обратите внимание на стиль, построение фраз, орфографию (к сожалению, ошибки бывают). Приучайте ребенка к грамотности сразу и органично.

Не читающий ребенок

Если малыш не сразу научится читать самостоятельно, не расстраивайтесь. Попробуйте решить проблему творчески. Если ему нравятся мультфильмы, а не книги, попробуйте комиксы или красочные журналы с его любимыми героями. Не важно, что слов в таких изданиях немного – главное начать где-то.

Книжка с крепким переплетом, довольно толстая и тяжелая, но в ней больше картинок, чем текста, и тот расположен посередине страницы крупным шрифтом. Такой томик прочитать легко, у ребенка появится ощущение выполненной работы, которая далась ему просто и быстро. Уверенность в своих способностях и желание новых результатов возрастут.

Советский педагог и писатель Лев Кассиль предлагал простой, но эффективный способ. Начните читать вместе с ребенком увлекательную книгу вслух, увлеките его, а на самом интересном моменте прервитесь по срочным делам. Оставьте произведение ненароком на видном месте, не прячьте и не убирайте его. Заинтересованный малыш, пылающий желанием узнать продолжение, и не получая помощи от других взрослых (по уважительной причине!), сам начнет читать.

Из каждого ребёнка непременно вырастает взрослый. Каждый современный человек в конце концов постигнет, пусть даже с трудом, навык чтения. Любить чтение и находить в нём удовольствие могут научить только заинтересованные и заботящиеся о детях. Удачи!