До 3 лет еще невозможно говорить о спорте как о серьезном занятии. В этот период поведение малышей ситуативно: они действуют по принципу «здесь и сейчас». Им еще трудно концентрировать внимание и координировать свои действия, они быстро устают, отвлекаются и теряют интерес к происходящему. Тем не менее частные спортивные заведения и фитнес-клубы ждут малышей уже с 2 лет. Важно понимать, что о спорте в этом возрасте не может быть и речи. На «тренировках», которые длятся около 20 минут, дети развивают двигательную активность, учатся ходить, приседать, прыгать и бегать. Все эти навыки можно упражнять и дома, поэтому такой досуг скорее развлечение для родителей. Однако и малыш может извлечь из него пользу, ведь так он с ранних лет включается в общественную жизнь.
До 3 лет с малышом на занятии для его же спокойствия должны присутствовать родители, хотя в некоторых клубах мам и пап освобождают от этой обязанности. Максимальная продолжительность «тренировки» – 30−40 минут. Если превысить, это время, ребенок либо перевозбудится, либо, наоборот, уйдет в себя. И в том и в другом случае он перестанет слушать тренера и займется своими делами.
Первое знакомство
В 4−5 лет дети не просто способны на большее – они вполне готовы к знакомству с большим спортом. От обилия предложений у родителей начинает кружиться голова, ведь в этом возрасте малыша можно записать в настоящую спортивную секцию и даже в серьезную государственную спортивную школу, где пестуют будущих олимпийских чемпионов. Реально попробовать на данном этапе художественную и спортивную гимнастику, фигурное катание, большой теннис, единоборства (например, дзюдо) и верховую езду. Остальные спортивные дисциплины требуют большей физический и моральной отдачи, поэтому дошколятам не подходят.
На занятиях в группах начальной подготовки еще нет четкого разделения по видам спорта. До 5 лет во всех секциях акцент делается только на ОФП (общую физическую подготовку). «Тренировки» проходят в игровой форме. Нагрузки на растущий организм даются только физиологические, поэтому вреда здоровью они не наносят.
Официальным допуском к занятиям является справка от участкового педиатра, а иногда и окулиста, подтверждающая, что противопоказаний к занятиям в секции у малыша нет. Однако есть и негласный критерий, который учитывают все тренеры без исключения. При первом знакомстве очень важно оценить уровни психического развития и социальной адаптации ребенка. Если малыш боится незнакомых людей, некомфортно ощущает себя в компании сверстников, не хочет ни на секунду расставаться с мамой, придется подождать еще год-другой. Обычно так ведут себя дети, которые не ходят в детский сад и мало общаются со сверстниками. Ребенок, который психически не созрел для групповых тренировок, представляет реальную опасность как для себя, так и для своих товарищей. Если посреди занятия такой малыш перестанет слушать тренера и побежит в не известном никому направлении, он может нанести травму себе или сверстнику.
Важные бонусы
Пользу от занятий спортом переоценить сложно. Во время тренировок укрепляется опорно-двигательный аппарат, развивается ловкость и координация движений. Совершенствуется работа зрительного анализатора, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Во время тренировок усиливается кровоснабжение, а значит, ткани и кровь насыщаются кислородом, отчего выигрывает каждый орган. Бонусы получает и память: развиваются быстрота, внимательность, точность реакций. Параллельно спорт воспитывает волевые качества, закаляет характер, повышает самооценку ребенка.
Некоторые виды спорта и вовсе признаны лечебными. Так, верховая езда наравне с дельфинотерапией приносит пользу малышам с ограниченными возможностями и тяжелыми неврологическими патологиями (ДЦП, аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности). Плавание помогает скорректировать нарушения опорно-двигательной системы, например плоскостопие, неправильную осанку и сколиоз. Ушу, йога, катание на лыжах и коньках даже в своих «любительских» версиях гарантируют оптимальное распределение нагрузки на ведущие системы организма (опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы). Тот же эффект достигается и во время занятий плаванием. Такие виды физкультуры полезны практически всем, и здоровым, и больным. Однако некоторые заболевания все же накладывают ряд ограничений, а иногда и категорический запрет на тренировки.