Екатерина Мурашова: В моем детстве дети были ниже взгляда родителей

Екатерина Мурашова: В моем детстве дети были ниже взгляда родителей

11.11.2021 Alina
Екатерина Мурашова, семейный психолог, советы родителям
Источник:
Getty Images

«Получишь двойку — не знаю, что с тобой сделаю», — редкий школьник не слышал такой фразы от родителей.

Вряд ли, конечно, мамы и папы подразумевают что-то ужасное. Но фантазия ученика безгранична: она додумывает десятки вариантов наказаний — от ремня до лишения гаджетов на полгода.

В любом случае, плохая оценка становится стрессом для ребенка. И иногда даже может привести к трагедии. Как избежать неприятных последствий и почему ребенку всегда точно нужно знать, что будет за двойку — онлайн-школа для детей и подростков Skysmart организовала фестиваль для родителей, чтобы обсудить этот и другие вопросы с психологом Екатериной Мурашовой.

«Мы не можем однозначно сказать, надо ругаться из-за оценок или нет. Мы не можем унифицировать детей. Даже один и тот же ребенок: сегодня он не выспался и получил двойку, а завтра получит пятерку. Мы не можем унифицировать и взрослых, и сказать им всем: „Когда вы видите плохие оценки, не ругайтесь на детей. Это неправильно“. Или наоборот: „Ругайтесь на детей, это их стимулирует“. Такая унификация бессмысленна, она невротизирует и детей, и родителей».

Психолог настаивает: ребенок точно должен знать, как устроен его мир и какие последствия повлечет за собой тот или иной поступок. Не обязательно этот вариант должен устраивать ребенка, но обстоятельства его жизни таковы. И он должен их знать и принимать.

«Условно: «Когда я приношу двойку, папа ворчит и расстраивается, а мама ходит за мной и водит меня ‚мордой по салату‘, пока я не подготовлюсь к пересдаче завтра нулевым уроком, — объясняет Екатерина Мурашова. — Так устроен мой мир и я точно знаю, что будет, когда я прихожу домой с двойкой». Или: «Мои родители не придают значение оценкам. Они мне доверяют, сами выросли без контроля взрослыми успеваемости, поэтому я приношу двойку, у меня с ней личные отношения и больше нет ничего».

Вариант, который, по мнению психолога, недопустим — оплата хорошей учебы, когда родители приравнивают школу к работе и выдают детям «зарплату» — к примеру, 100 рублей за пятерку.

«Я отношусь к этому категорически отрицательно, — подчеркивает Мурашова. — Сугубо из практики — это не работает. Это может работать чуть-чуть, а потом перестает, но минусы от этого перевешивают тот небольшой плюс. Ребенку дают сигнал, что внутри семьи возможны товарно-денежные отношения».

А еще надо понять: почему вам так некомфортно от плохой оценки ребенка? Может быть, вам кажется, что он хуже других и это заставляет вас чувствовать себя плохим родителем?

Екатерина Мурашова

«Тезис „никогда не сравнивайте своих детей с другими“ сильно отдает лицемерием. Он гуляет по психологическому пространству уже лет 15, потому что 25 лет назад сравнивали еще как. Маятник прошел точку середины и ушел в другую сторону. Не сравнивать себя с другими невозможно. Это очередная попытка дать ребенку системное мышление и воспитать».

Екатерина МурашоваСемейный психолог, писатель

Другая сторона медали — дети, которым просто скучно в школе. Их так мощно подготовили к первому классу, что они знают всю программу. А потом жалуются, что их недооценивают. Психолог не видит смысла в таком ускоренном получении знаний.

Екатерина Мурашова, семейный психолог, советы родителям
Источник:
Getty Images

«Разогнать мозги ребенку можно очень сильно. Родители так развлекаются, гордятся. Есть методика, по которой можно научить трехлетнего ребенка читать. А зачем? Это ключевой вопрос. Родитель должен взять на себя ответственность. Для родителя какая причина? Для того, чтобы ребенок сразу пошел в 3 класс или получил альтернативное обучение? Эту ответственность не надо перекладывать на ребенка».

Как помочь ребенку учиться

Понятно, что делать за него домашние задания не стоит. Можно делать вместе с ним, тем более, что многие из них сейчас и рассчитаны на семейную работу.

«Родитель должен взять на себя ответственность и помочь ребенку выстроить учебный процесс, — говорит Екатерина Мурашова. — Ребенку может не хватить организаторских способностей, сообразительности элементарной, жизненного опыта. Здесь родитель должен выступать не в виде противника, а сподвижника. Надо попробовать найти время и сказать ребенку, что вы разделите ответственность».

Кстати, психолог вспоминает, что в своем поколении она не знала ни одного ребенка старше первого класса, с которым бы делали уроки родители.


Источник