Дружба с выдумками у детей.

Рубрики:

Взрослые верят лишь увиденному собственными глазами или изумным страницам книг. Рассказы о подлинном мире вызывают у них встревоженность, и советуют отправиться к детскому психологу.

Ребенок обитает в собственном удивительном детском мире, где Карлсон – совершенно настоящий персонаж, равно как и фрекен Бок, где варежка превращается в верного пса, а Чеширский кот пропадает, оставив лишь улыбку.

Представления о друзьях возникают примерно в три года. Это естественный этап развития у детей, связанный с ростом творческих способностей и воображения. Необходимо относиться к появлению таких друзей без опасений.

Много причин приводят к созданию воображаемых друзей, однако психологи считают, что чаще всего ребёнок таким образом стремится удовлетворить неосуществлённые желания или заполнить эмоциональное одиночество.

Многие дети придумывают себе друзей, когда испытывают грусть или одиночество. Это часто встречается среди детей без братьев или сестер. Другие создают себе компаньонов для общения в тревожных ситуациях; воображаемый друг может успокоить и поддержать. Некоторые выдумывают друга «для битья», чтобы перекладывать ответственность за свои поступки. Такой способ помогает ребенку защититься, развивая самосознание. Воображаемые друзья могут быть даже полезны: они помогают решать проблемы на доступном для ребенка уровне – от разочарования до беспокойства. Если малыш говорит, что его выдуманный друг ненавидит его, это означает, что он выражает свою злость и достигает эмоциональной разрядки. Дети в возрасте полутора лет часто играют в воображаемые игры: едят несуществующую пищу или гуляют с выдуманными животными. В таком возрасте у них развивается воображение для создания друзей или ситуаций. Вымышленный друг может стать прекрасным компаньоном для вашего малыша. Около 60% детей имеют воображаемых друзей, по оценкам психологов.

Культура нашей страны погружает детей с раннего возраста в мир фантазий: это говорящие плюшевые игрушки, напоминающие героев мультфильмов и сказок. Такие игрушки окружают ребенка задолго до того, как он начнет говорить.

Представленный товарищ может быть очень разным: любая любимая игрушка с приписанными человеческими чертами, а также мнимая персона, которому всё равно нужно оставлять лишнюю тарелку на ужине или заправляй одеялом.

Друг может быть сильным, слабым, нуждающимся в заботе или обычным ребёнком для игр. Часто воображаемый друг – это зверушка. Если ваш малыш придумал друга, не спешите обращаться к психологу. Он просто эмоционален и обладает богатой фантазией. Чтобы выплеснуть эмоции, ему нужен такой друг. В играх с ним можно узнать много интересного о ребёнке и семье.

Проблема гиперопеки

Ребенок часто сталкивается с давлением со стороны родителей, которое не всегда выражается в наказах или запретах. Слишком сильный контроль не оставляет места внутри ребенка для формирования собственного «я», подавляя его сильнее любого насилия. Из-за чрезмерной опеки взрослыми ребенок «убегает» в воображаемый мир к вымышленным друзьям. Дальнейшее развитие событий может развернуться по двум путям:

  1. В выдуманном мире ему дозволено всё, чего не разрешают родители: взять пса, есть варенье ложкой и бродить по крыше.
  2. Он воплощает образ родителя и подчиняет своё поведение этой роли: ограничивает своих воображаемых друзей, запрещает, наказывает. Так его выдумка лишит друзей возможности действовать самостоятельно. Это поучение для родителей: взглянуть на себя со стороны и сделать соответствующие выводы: ребёнку необходимо больше понимания, чем правил поведения.

Чувство вины

Невротическая вина свойственна не только взрослым, но и детям. Чтобы снять напряжение, дети живут в вымышленном мире с воображаемыми друзьями. Возникает модальность наказания: ребенок может наказывать своего друга из вымысла (или рассказывать о его наказании) или счастливо избегать наказания (которое должно было быть, но не случилось).

Нехватка впечатлений

Недостаток впечатлений проявляется в том, что ребенок рассказывает о многочисленных приключениях, вымышленных мирах и путешествиях.

Постоянно повторяющийся цикл «дом-работа-дом» утомляет даже взрослого человека. Через некоторое время мы начинаем испытывать раздражительность, принимать антидепрессанты и обращаться к психологу. В отличие от детей, взрослый имеет больше возможностей разнообразить свою повседневную рутину: посетить друзей, клуб или интернет-сообщества. Дети же полностью зависят от родителей. Многие не задумываются о том, что жизнь ребенка тоже может быть однообразной: будильник, детский сад, одинаковые игрушки, мультфильмы, ужин, горшок и сон. Если мама прочитает волшебную сказку перед сном, это замечательно. Но утром снова повторяется тот же сценарий: будильник, детский сад… Единственное место, где нет скуки – воображаемый мир, где с выдуманными друзьями можно отправиться в захватывающее приключение, совершенно отличающееся от повседневной серой жизни.

Напомним, куда вы последний раз гуляли с ребёнком, помимо двора со сломанными карузелями. Малышу необходимы новые впечатления, и одного раза в неделю недостаточно.
Детский сад, работающий по насыщенной программе со значимыми для детей «событиями», может стать выходом из ситуации. Однако существуют некоторые сложности: такие садики обычно платные, что затруднит положение мам в декрете. С другой стороны, мероприятия требуют присутствия родителей, что проблематично для работающих матерей. Кроме того, не все дети выдерживают большое количество впечатлений; как известно, чрезмерность не всегда полезна.

Ребенку одиноко

Ребенок часто придумывает себе друга, если чувствует одиночество. Это может произойти, когда в семье появился новый член, и все внимание родителей переключилось на него. Также это может быть связано с рассеянностью родителей, которые больше заняты своими мыслями, чем детьми. Иногда ребенок просто очень застенчив и тяжело ему даётся общение с другими. В такой ситуации можно посоветовать только одно – больше общения: с ребенком, с другими детьми вместе с ним, с родителями других детей. Важно помочь малышу найти общий язык со сверстниками.

Вытеснение

Ребенок, играя с вымышленных друзьями, выполняет свои скрытые мечты.

Если воображаемый друг появляется для защиты вашего малыша, это может свидетельствовать о его неблагополучии – ему нужна защита и снижение давления. Если же друг ещё обещает наказать обидчика, это вытесненная агрессия, в этом случае стоит обратиться к психологу. Существуют более простые решения: воображаемую собаку можно заменить настоящей, а при аллергии на шерсть всегда можно выбрать бесшерстную породу.

Если ребёнок склонён скрывать выдуманных друзей, это плохо. Может быть, он вам не доверяет или боится. Но возможно, просто вы не заметили придуманного друга, а милый Пашка, который присутствует во всех рассказах ребёнка, – всего лишь пластмассовая игрушка.

Что делать, если ребёнок повествует о вымышленных друзьях?
Главное – никаких запретов. Можно даже немного подыграть: слушать рассказы, поставить лишнюю чашку за обедом, интересоваться делами его нового друга. Важно чётко разграничивать реальность и фантазию: за поступки отвечает ребёнок, а не придуманный друг: «Карлсон разбил тарелку, но в углу придется стоять тебе».

Воображаемые друзья меняются вместе со возрастом ребенка. В два года ребенок воспринимает их как партнеров по игре. В четыре года он может ссориться с вымышленным другом, утверждая свое превосходство в новой группе детского сада. По достижении шести лет ребенок может придумать себе товарища, которому отчитывает свою злость на родителей или друзей.

Родители часто беспокоятся о том, что общение с выдуманными друзьями отрывает детей от реальности. Однако исследования психологов показывают, что это происходит очень редко. Дети испытывают эмоции, подобные эмоциям взрослого при чтении книги или просмотре фильма. Эмоции настоящие, но всегда помните о существовании действительности, и фантазии вас ни к чему не обязывают.

Примерно к девяти годам выдуманные друзья обычно исчезают. Если этого не происходит, стоит обратиться к психологу. Важно выбрать специалиста грамотно, избегать мошенников, которые поставят неправильный диагноз и назначат множество ненужных медикаментов. При обращении к психологу с детскими проблемами работа часто будет вестись именно с вами, так как родители чаще всего являются причиной детских проблем.

Несколько советов детского психолога

Родители влияют на наличие у ребенка воображаемого друга. Некоторые считают его признаком развитого воображения и креативности, другие игнорируют, не находя времени для общения с детьми. Многие дети рады хоть какому-то вниманию родителей. Важно помнить: нельзя позволять воображаемому ребенку управлять собой. Не стоит уделять ему особое внимание, пока он соблюдает правила дома.

Перекладывание ответственности.Часто придумают друга, чтобы вину за поступки перекладывать на
него. Не стоит волноваться, достаточно сесть рядом и сказать ребёнку, что ему помочь в таком случае нельзя.

Друзья на всю жизнь. Многие полагают, что вымышленные друзья существуют лишь для малышей и детей дошкольного возраста. Однако это не вполне верно. Такие друзья могут быть спутниками на протяжении нескольких лет. Дети стремятся сделать придуманного друга исключительно своим другом, поэтому многим родителям даже неизвестны о них.

Присутствие вымышленного друга вовсе не указывает на проблему у ребёнка. Если ребёнок здоров и чувствует себя комфортно в реальном мире, то нет оснований считать, что воображаемые друзья — это патология.