Дочка или кукла в бантиках? Что желают большинство матерей?
19.01.2022Shutterstock/Fotodom.ru
Специалисты по ультразвуковой диагностике утверждают, что будущие матери чаще всего с радостью воспринимают вердикт о девочке, чем о мальчике. В чем причина такого явления и нужна ли каждой маме именно девочка?
Марина Смирновапсихология
психолог
В чём причина того, что некоторые женщины желают иметь именно девочку и испытывают страх перед мыслью о рождении сына? придется воспитывать мальчика«Дочка — мамина помощница», «Девочку растить легче», «Девочка всегда ближе к матери», «Будет кому в старости стакан воды подать» и подобные утверждения свидетельствуют о том, что мамы девочек чаще всего прагматично рассчитывают на помощь, понимание и нетребовательность будущих дочерей. Многие из них имеют лишь отдаленное представление о том, что потребуется от них самих для воспитания девочки. Некоторые мамы представляют себе куклу в бантиках, другие надеются на улучшенную копию себя, третьи видят взрослую дочь — лучшую подругу, близкого друга и доверенного лица. Или всё это сразу, или по порядку.
Мнение о том, что девочки легче воспитывать, основывается на том, что уверенность, независимость и решительность — качества, требующие усилий родителей, считаются мужскими. Покладистость, заботливость и общительность же считаются женскими и врожденными. Большинство людей считает, что девочка может, но не должна обладать «мужскими» чертами. Некоторые даже уверены, что сила личности, амбиции и нацеленность на успех могут только повредить девушке, и она должна скрывать интеллект, эрудицию и собственное мнение. не распугать женихов.Часто девочек с детства приучают к тому, чтобы быть красивыми и послушными, а остальные грани их личности прячутся, чтобы не нарушить «женственный» облик.
Понятие женственности часто сводится к общественным стереотипам. Девочкам приписывают милые манеры, послушание, соглашательность, отсутствие интереса к технике и спорту, любовь к одежде, игрушкам и мальчикам. Также отмечается зависимость и беззащитность как характеристики.
А что дальше?
Зададим себе вопрос: как я вижу свою дочь через пять, десять, двадцать лет? Что может сделать ее счастливой? Верю ли я в то, что предназначение женщины — семья, дом и дети, или мечтаю о блестящем образовании и выдающейся карьере для дочери? Что, если ее вкусы будут отличаться от моих? Не потому ли в мечтах я вижу свою малышку со скрипкой, что сама в детстве бросила… музыкальную школуНезависимо от наших решений, предпочтения и действия каждой девушки уникальны. Наши взгляды на то, кем должна быть девушка, влияют на то, сможем ли мы помочь дочерям развить свои способности или ограничим их возможности в будущем.
Требуя от девочек приветливости и готовности помогать, а не уверенности, компетентности и твердости убеждений, мы готовим их к роли жертвы. Девочка должна знать, чего хочет, и уметь сказать «нет!», потому что придется делать самостоятельный выбор: соглашаться играть роль, которой ждут от неё окружающие, или идти своим путем. Беспомощность и уступчивость во взрослой жизни трансформируются в нерешительность и безответственность. «Нормальная здоровая девочка, − пишут в своей книге „Воспитание дочери“ Дон и Джоан Элиум, — привыкает прислушиваться к своему внутреннему голосу, который несет ей информацию о том, что ей нравится, чего она хочет и какое воздействие на окружающих окажут её поступки. Девочка учится быть отзывчивой к нуждам окружающих и ставить необходимые преграды, говоря, если нужно, „нет“. Она обретает способность жить своей собственной жизнью, а не ради удовольствия других».
Другой аргумент в пользу более легкого воспитания девочек заключается в том, что с ними легче договориться. Девочки более способны к эмпатии, сотрудничеству, так как более чувствительны и отзывчивы от природы, чем мальчики. С этим сложно спорить. Девочки действительно прирожденные коммуникаторы: раньше начинают говорить, активнее общаются с окружающими, у них быстрее расширяется… запас словЖенщины получают от разговоров больше удовольствия, чем мужчины, из-за особенностей строения мозга, упрощающего доступ к речевым центрам. В ситуации выбора развлечения мальчики чаще предпочитают активное времяпрепровождение, а девочки — беседу.
Девочки тонко улавливают нюансы настроения собеседника, погружаясь в его эмоциональное состояние. Такое возможно из-за того, что женский мозг привык воспринимать и обрабатывать массу сенсорной информации. Девочкам шире периферическое зрение благодаря большему количеству рецепторов в сетчатке глаза. У них лучше слух и память на слова. Что касается партнерских качеств, то есть исследования, подтверждающие доброжелательность девочек по отношению к новичкам в группе, их игры реже носят конкурентный характер. Девочки запоминают имена и лица своих друзей.
Дамы вступают в беседы для установления контакта, а представители сильного пола используют диалог для решения проблем, дачи советов или демонстрации превосходства.
Женщины отдают предпочтение личному общению, в то время как мужчинам вполне комфортно общаться бок о бок, поскольку прямолинейная коммуникация вызывает у него инстинктивное ощущение противостояния противнику. Вот и возникают те коммуникативные сложности, которые появляются при взаимодействии мужчин и женщин (в том числе матерей с сыновьями).
Женщины чаще получают от дочерей слова поддержки, понимания и сочувствия. А вот от сына вы услышите самые лучшие комплименты и самые нетривиальные советы!
Shutterstock/Fotodom.ru
В другую сторону
Отец и мать девочек порой увлекаются другим, наоборот, крайностям. Желая оградить дочку от предрассудков о женском и мужском, стремятся воспитать её так же, как сына, чтобы та вырастала… сильным лидеромЭта гипотеза была особенно популярна в 70-е годы прошлого века в Европе и США. Родители покупали детям одинаковую одежду, игрушки, их одинаково стригли и причесывали, так что по внешнему виду часто трудно было понять, мальчик ребенок или девочка.
Мода была лишь поверхностным проявлением. Считалось, что девочки и мальчики развиваются одинаково. Такая стандартизация породила теорию о том, что женщины не способны к той же самодостаточности, что и мужчины, и поэтому уступают им в развитии. Вывод: если будем воспитывать дочерей, подавляя их «слабости», сравнивая с мужчинами, они будут чувствовать себя людьми второго сорта.
Психологи призывают отказаться от убеждений о равенстве полов и превосходстве одной половины над другой, но общество все еще ожидает от женщин мужского поведения для достижения независимости, успеха или уважения к себе. Модель воспитания девочек «как мальчиков» сохраняет сторонников и сегодня.
Утверждается, что различия между детьми разного пола формируются из-за воспитания в соответствии с полоролевыми стереотипами: выбором игрушек, поощрением определенного поведения и запретом другого. Не considerazione природных различий может привести к обесцениванию способностей девочек и их неразвитию. В результате девочка потеряет связь со своей истинностью.
Shutterstock/Fotodom.ru
Нам нужно стараться избегать гиперопеки: защищать и поддерживать, но давая возможность совершать ошибки и приобретать необходимый опыт, который дает уверенность в своих силах. Необходимо предоставлять выбор, в том числе игрушек, не деля их на «мужские» и «женские». Предлагать девочке не только кукол и игрушки-предметы домашнего обихода, но и кубики, кирпичики, головоломки, домино, шашки, шахматы, комплекты для изготовления моделей и инструменты для ручного труда.
Важно научиться видеть дочерей такими, какие они есть, и не бояться, когда они слишком отличаются от других. В том числе и от нас, их матерей.
Одна из самых привлекательных фантазий мам девочек — произвести на свет улучшенную копию себя, которая позволит переиграть жизнь сначала, избежав ошибок. Таким образом, мать передает дочери противоречивую установку: «Будь такой же, как я. Не будь похожей на меня». Не здесь ли кроется ответ на вопрос, почему многие женщины больше всего на свете боятся быть похожими на свою мать?
Более полезной информации для будущих мам — в нашем канале. Яндекс.Дзен.