Дислексия у младшеклассников: как выявлять и почему важно мнение психиатра

Дислексия у младшеклассников: как выявлять и почему важно мнение психиатра

24.10.2024 Lora
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Международная ассоциация дислексии указывает на то, что 17-23% всего населения планеты имеют дислексию или ее проявления. В России по данным исследований МГУ, в общеобразовательных школах это около 30%, а в гимназиях — 20%. Рассказываем, что такое дислексия и почему, когда ребенок не может быстро научиться читать, следует обратиться к специалистам.

Ольга БординаПсихология

Нейропсихолог

Что такое дислексия?

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Дислексия — не просто трудности с чтением. По определению профессора Александра Николаевича Корнева, дислексия — это… Синдром, главным признаком которого выступает устойчивая, избирательная немощь в освоении навыка чтения. Развитие навыка чтения происходит очень долго и часто не соответствует норме. Важно подчеркнуть, что дислексия встречается у детей с обычным или даже высоким уровнем интеллекта и речевого развития. Для точного определения диагноза необходимо убедиться, что у ребенка нет нарушений слуха и зрения, а также условия обучения соответствуют оптимальным.

Представьте, что вы с шести лет учите буквы и запомнили их к восьми годам, а к девяти-десяти — научились читать по слогам. Все остальные дети в это время уже читают достаточно бегло — успевают быстрее читать задания и писать контрольные. И только вы делаете все медленнее и не осваиваете то, что у других не требует больших усилий. Что вы почувствуете в этот момент? Если вы себе это хорошо представили, то вы представляете себе ребенка с дислексией, живущего в обиде, чувстве вины и недоумении, почему эти трудности его коснулись и отчего ему нужно прикладывать больше усилий, чтобы освоить то, что другим достается достаточно просто.

Для детей подобного типа обязательными дополнениями к школе становятся занятия с логопедом и нейропсихологом. Такой подход нуждается в организованности ребенка, его больших энергетических ресурсах и терпении со стороны родителей. Это серьезная нагрузка на семью и на ребенка по времени, финансам и эмоциям.

Дислексия часто связана с другими трудностями.

Источник:
Getty Images

Международная ассоциация дислексии указывает, что 10-20% людей, включая детей, с дислексией страдают тревожными расстройствами. От 2 до 14% таких людей испытывают депрессию. Это обусловлено тем, что детство таких детей наполнено отрицательными эмоциями и негативными травмами. Эмоциональные травмы не проходят бесследно и приводят к тревожным и депрессивным расстройствам. На приемах психологи часто встречают подростков с дислексией, у которых подозревают депрессивные расстройства. Таких детей направляют на консультацию к психиатру для получения более глубокой профессиональной помощи.

Первое связано с трудностями детей. Чаще всего трудности с чтением проявляются в школе. Специалисты говорят, что определить дислексию можно только в конце второго класса, примерно в 9 лет. Даем время, поскольку некоторым детям нужно больше времени на формирование навыка чтения. Соответственно, в дошкольном возрасте дислексии не бывает.

При школьном возрасте главные признаки дислексии: медленное чтение с перестановкой слогов и букв. Ребенок может не дочитывать предложения до конца, проглатывая, опуская или меняя окончания слов, а также испытывать трудности с пониманием прочитанного.

Как определить дислексию на раннем этапе

Источник:
Getty Images

В раннем детстве мозг активно развивается, что требует меньших усилий для достижения результатов. Потенциально подлежат риску дети, поздно начинающие говорить. Если дефекты произношения сохраняются после пяти-шести лет или уменьшаются крайне медленно даже после длительных занятий с логопедом, это тоже тревожный сигнал. Ребенок не может упорядоченно пересказать события дня или выучить и рассказать стихотворение. Также это дети, которые испытывают трудности при запоминании, например, названий цветов или деревьев.

Важно обратить внимание на пространственно-временные представления ребенка. К школе малыш должен усвоить понятия времени: времена года, недели, время суток, месяцы. Пространственные представления, например, право-лево, тоже важны. Этому предшествует не основа обучения, но база для него.

Источник:
Getty Images

Мы считаем важными пространство-временные представления потому что чтение — это также пространство. Каждая буква занимает свое место после предыдущей. Почему ребенок, читая, путает буквы или слоги местами? Потому что представления о пространстве еще не сформированы полностью.

Успешное обучение в школе во многом зависит от моторного развития, на которое у нас всегда обращают внимание. Важно, насколько ребенок ловкий в движении, скоординирован в подвижных играх. В дошкольном возрасте малыш должен уметь завязывать шнурки, пользоваться ножницами, собирать мозаику, правильно держать ложку. Необходимо, чтобы он мог сидеть прямо, по 40 минут с короткими перерывами. Его мышцы должны выдерживать такую нагрузку и поддерживать рабочую позу.

Как определить, испытывает ли ребёнок трудности с обучением из-за дислексии, а не из-за недостатка мотивации?

Источник:
Getty Images

Все психологи убеждены: ребенок дошкольного и младшего школьного возраста не способен лениться. Ребенок стремится быть хорошим, успешным. Его жизнь в этом возрасте направлена на успех, гармонию с родителями и самим собой. Если ребенку даётся трудность в освоении навыка, мы видим, что ему сложно — считаем, что это не лень, а потребность в помощи специалиста.

Можно предположить два варианта. Первый: ребёнку действительно сложно, и, независимо от усилий, результат не получается. Второй вариант – ребёнку просто не очень хочется стараться. В этом случае нарушена прирожденная мотивация, которая побуждает всех детей стремиться к успеху и быть хорошими. Такое состояние требует вмешательства психолога: выяснить причину поломки мотивации и найти способы её восстановления.

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Мне нравится фраза психиатра, с которым я сотрудничаю, Екатерины Михайловны Наркевич: Детям нужно давать воспитание и образование. В прочих ситуациях обращаются к специалистам. Если ребёнок не усваивает навык, соответствующий его возрасту, не проявляет социальных навыков, ведёт себя агрессивно или у вас возникает ощущение, что ему не хватает мотивации и он ленив – обратитесь к специалисту.

Ассоциация родителей детей с дислексией проводит ежегодно в октябре Неделю осведомлённости о дислексии для того, чтобы как можно больше родителей узнали о проблеме и обращались за профессиональной помощью вовремя. Цель акции — привлечь внимание к трудностям в обучении детей и подростков с нейробиологическими особенностями, познакомить с проблемами дислексии, дисграфии и дискалькулии и найти эффективные способы их преодоления. В этом году Неделю осведомлённости о дислексии поддерживает Министерство Культуры РФ, при этом к участию были привлечены более 40 тысяч библиотек и тысячи культурных центров.

Подробности доступны на веб-сайте. Ассоциации.