
Диагноз – не приговор: синдром дефицита внимания
27.06.2024
Shutterstock/Fotodom.ru
Это заболевание выявляют у детей и подростков. Его встречаемость по миру варьирует от 3 до 8 процентов. В странах с высокоразвитой экономикой этот показатель может быть больше.
Синдром развивается из-за аномалий в развитии центральной нервной системы и неравномерного формирования структур головного мозга. У людей с СДВГ префронтальная кора более тонкая, отвечающая за внимательность, самоконтроль и управление эмоциями.

Доктор Александр Юрьевич Шишонин, кандидат медицинских наук и специалист по лечению данного недуга, поделится советами о том, как помочь детям справиться с ним.
А.Ю. Название болезни сразу раскрывает симптомы и проблемы, которые ей свойственны. Отсутствие усидчивости не позволяет детям концентрироваться на учебе, внимание рассеянно, учебные достижения низкие. В будущем это может привести к пониженной социальной успешности и высокому риску асоциальных проявлений со всеми их последствиями.
Расстройство может одинаково затрагивать детей обоих полов. У мальчиков главным проявлением является гиперактивность, а у девочек — снижение концентрации внимания. Такие дети и сами испытывают эмоциональные расстройства, и весь класс провоцируют на это. У
них также могут меняться маниакально-депрессивные состояния.
Маниакальность проявляется в том, что у ребенка хорошее настроение, он возбужден и неусидчив. Внезапно состояние меняется на депрессивное: ребенок сидит, ничего не хочет делать, игнорирует окружающих. Такому ребенку сложно учиться, усваивать информацию, общаться.
Врачи выделяют три подвида СДВГ:
— с доминированием дефицита внимания, что выражается в неумении концентрироваться, рассеянности и склонности к забывчивости.
Гиперактивный и импульсивный человек испытывает трудности с длительным пребыванием в одной позе и контролем вспыльчивости.
Чаще всего встречается сочетание черт первого и второго.
Как современные медики борются с недостатком внимания и гиперактивностью у пациентов?
А.Ю. СДВГ недостаточно изучено, некоторые специалисты не владеют критериями его оценки. Некоторые не понимают, как диагностировать и лечить это заболевание, что может привести к серьезным оплошностям.

Существуют различные подходы к лечению. Одним из таких является когнитивно-поведенческая терапия, имеющая научное обоснование. Статистика демонстрирует ее эффективность, поэтому данный метод стал частью доказательной медицины.
Это действительно хороший метод! Это активный диалог с игровыми элементами между терапевтом и пациентом. Но он очень дорогой, как и любая психотерапия. Детская психотерапия может быть значительно дороже взрослой, так как она в разы сложнее.
Какие признаки начала развития синдрома следует отслеживать родителям для своевременного реагирования?
А.Ю. Тревога, частые перепады настроения, депрессия, плохое поведение и агрессивность. Ребенку говорят: «Сядь спокойно!» — а он не может. Далее рассмотрим настораживающие признаки, а затем подробнее поговорим о причинах СДВГ.
Родителям следует бдительно относиться к ситуации, если малыш часто срыгивает. Необходимо обратить внимание на плохой сон ребенка, частые кровотечения из носа, кислый запах изо рта. Если его укачивает в машине. Если он боится ездить или застрять в лифте. Проблемы в школе, прежде всего с русским языком и литературой. Неуспеваемость, побеги из дома… Всё это может быть признаком начинающегося или уже начавшегося СДВГ.
Какова же причина СДВГ?
А.Ю. К сожалению, хроническое кислородное голодание мозга весьма распространено в современном мире. Банальная нехватка кислорода в головном мозге может вызывать указанные симптомы. Человек как будто все время придушен, поэтому детей тянет двигаться побольше, чтобы продышаться, выйти куда-то на открытое место. У многих возникает боязнь замкнутого пространства.

Ребенок, например, почему-то не любит ездить на лифте или хочет выбежать из класса во время урока – недостаток кислорода! Профессор Ратнер, незаслуженно забытый нашей медициной, называл это хронической гипоксией головного мозга. А возникает это состояние, как прекрасно описано в монументальной работе Ратнера «Неврология новорождённых», в результате скрытых родовых травм новорожденных. И то состояние, названное им хронической гипоксией головного мозга, которое отражается на поведении и успеваемости, точно соответствует сегодняшнему синдрому дефицита внимания и гиперактивности! Но никаких других работ, кроме ратнеровских, утверждающих эту связь, нет. А Ратнером это было гениально описано еще в прошлом веке.
Как проходит лечение в Вашей клинике?
А.Ю.

Всесторонний подход наших специалистов делает признаки СДВГ у детей менее заметными. Дети учатся правильно взаимодействовать с обществом, концентрировать внимание, управлять своим телом и справляться со стрессом. Здоровье для полноценной жизни закладывается в детстве — важно не игнорировать первые сигналы проблем и не думать, что все само пройдет. Не упустите время!