Девять золотых правил воспитания самостоятельности у ребёнка

Девять золотых правил воспитания самостоятельности у ребёнка

11.04.2023 Marina
Источник:
Getty Images

Все родители желают вырастить независимого и самодостаточного ребёнка. Но воспитание самостоятельности необходимо начать ещё до поступления малыша в школу. Как правильно это сделать?

Светлана Якушева

Специалист по педагогической психологии и руководитель образовательного центра «Аристотель».

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Представя независимого ребёнка, родители видят такое: малыш всё делает сам, быстро и чётко. Оставляют за скобками важную деталь — исполнять он будет лишь то, что ему велят. Встань,… умывайся и чисти зубыИди завтракать — пожалуйста! Готовность охотно следовать указаниям, каким бы ценными ни были, — это вовсе не самостоятельность, а только послушание.

Привычка подчиняться взрослым становится причиной пассивности, безыдейности и безынициативности, с которыми часто сталкиваются родители учеников. «Не может сказать, чего хочет, и ничего сам не сделает, пока не напомнят! И в кого только такой?» — можно услышать от взрослых.

Самостоятельность у детей дошкольного возраста

Самостоятельность развивается довольно быстро. Важно обнаружить это вовремя. С раннего возраста, в 1-2 года, у ребенка проявляются первые осознанные желания действовать самостоятельно. Понимая, что часть потребностей может удовлетворить сам (вылезти из кроватки, попить из бутылочки, включить свет), ребенок старается это сделать. И сразу же слышит первые родительские запреты: не трогай, иначе разобьешь, поставь на место, а то обольешься! Дальше — больше: стой, не ходи туда, положи на место, отдай…

Источник:
Getty Images

В 3-4 года малыш переживает первый серьезный кризис взросленияКогда приходит осознание: его поступки и желания могут отличаться от ожиданий взрослых, у ребенка меняется отношение к миру. Хочет надеть желтую футболку, но мама натягивает серую – практичнее. Небольшое дело? Нет! Неустанный контроль и давление взрослых губят интерес к познанию мира и стремление действовать самостоятельно. Ребенок быстро понимает: зачем прилагать усилия там, где не хочется, если взрослые всё сделают сами. И начинает пользоваться этим.

С пяти лет у детей начинается важный этап – «Я сам!». Ребенок помогает по дому, ухаживает за животным, может пойти в магазин. У него растет потребность в самостоятельности, но границы дозволенного он прощупывает и спорит с родителями при запретах.

Некоторые дети начинают ходить в школу с шести лет и предполагается, что обладают навыками самостоятельности, нужными для учёбы. Первоклассник знает дорогу в школу, работает на уроках и выполняет домашнее задание. Но для родителей шестилетний ребёнок — всё ещё совсем маленький. Взрослые по-прежнему чрезмерно опекают ученика: отводят и забирают из школы, узнают домашнее задание, делают поделки для урока труда, лишая его самостоятельности.

Самостоятельность у подростков

С 10 до 12 лет у подростков развивается стремление к самостоятельности в принятии решений и действиях. Если ранее родители прививали ребенку уверенность и поддерживали его инициативу, то этот этап пройдет легче. В противном случае конфликты неизбежны.

Источник:
Getty Images

Самостоятельность оказывает прямое воздействие на самооценку человека. Ребенку необходимо научиться верить в свои силы, уметь нести ответственность. Дайте ему пройти свой путь, совершить ошибки и добиться успеха.

Взрослым следует проявлять мудрость и терпение при общении с подростками. Полный контроль, избыточная опека, чрезмерные ожидания и равнодушие — частые ошибки родителей подростков. Родители желают видеть в будущем своего сына или дочь самодостаточным и успешным человеком. Подумайте: не препятствуете ли вы становлению личности ребенка?

Как не допустить такого развития событий?

Позвольте ребёнку проявлять независимость.

Годовалый ребёнок разбрасывает игрушки? Не спешите собирать и отдавать – пусть сам ползёт к ним. С удовольствием мажет фруктовое пюре по лицу? Не ругайте. Ваша задача – дать малышу возможность действовать, а значит, чувствовать себя самостоятельным. Давайте ему делать то, что он хочет, даже если результаты сначала будут не очень удачными.

Источник:
Кадр из фильма

Если вы сомневаетесь, умеет ли ребёнок выполнять определённые действия (например, подносить ложку ко рту, пить из чашки или застегивать пуговицы), продемонстрируйте ему правильный способ. Если не получается сразу – не волнуйтесь. Не преграждайте ему путь к самостоятельности и вмешивайтесь только по его просьбе!

Важно учитывать возраст и имеющийся опыт. Действия должны быть поэтапными: сначала ребенок должен научиться снимать штаны, а затем – одевать их. Прежде всего, демонстрируйте… как орудовать ложкойНачинайте с простых действий, например, брать ложкой, а затем — вилкой и так далее. Постепенно усложняйте задания — усвоение новых навыков побуждает детей проявлять к ним больше интереса.

Чувство собственности — проявление развития самостоятельности у детей. Не ругайте и не стыдитесь ребёнка, если тот не хочет делиться игрушками или сладостями, но внимательно наблюдайте за его поведением. Чувство собственности может быстро перерасти в эгоизм или жадность.

Источник:
Getty Images/Westend61

2. Поощряйте инициативу

Старайтесь по возможности избегать строгих запретов— «Не бегай!», «Брось!», «Стой!», «Не мешай!» — и предсказаний вроде «сломаешь», «порвешь», «разольешь». Четырехлетка хочет помочь с уборкой? Не выгоняйте его из комнаты, а наградите тряпкой. Желает помыть посуду? Подставьте к раковине табуретку и включите теплую воду. Старайтесь как можно реже категорично отказывать, а объясняйте причины отказа и предлагайте другие варианты.

Чтобы разбудить детскую инициативу, дайте свободу выбора. Спросите кроху, куда ему хочется пойти гулять — на площадку или в парк? Какую шапку он надеет завтра — красную или синюю? Так малыш будет учиться принимать решения, думать и действовать самостоятельно.

Дайте ему пространство, за которое он будет отвечать самостоятельно — пусть это будет отдельная комната или просто детский уголок в квартире. Пусть сам располагает вещами и следит за порядком. Начните помогать ему в этой непростой задаче: показывайте, как игрушки складываются в коробку, а книги — на полку. Не настаивайте, если малыш не согласен. Ему хочется действовать по-своему и чувствовать, что его решения важны.

Источник:@karina_paletskikh

3. Составьте четкое расписание

Жизнь по расписанию предсказуема и понятна. Это именно то, что нужно детям. Привыкание к определенному распорядку дня упорядочивает жизнь ребенка: подъем, умывание, приведение кровати в порядок, завтрак, прогулка и так далее. Без такого режима ребенок мается (в том числе от безделья), а родителям приходится постоянно стоять над ним, заставляя делать то или иное.

Составленное расписание станет опорой для малыша, помогая ему быстрее запомнить свои дела. Чтобы упростить запоминание, визуализируйте режим дня, нарисовав расписание и разместив его в хорошо заметном месте.

4. Поручите ему домашние дела

Дети часто проявляют интерес к помощи по дому — не мешайте! Найдите ребенку дело по душе: любит воду — пусть поливает цветы, любит украшать — сервирует стол. Важной обязанностью, посильной даже для двухлетнего малыша, должно стать поддержание порядка в своем «игрушечном уголке». Обязательно хвалите ребенка за своевременное выполнение его домашних «дел» и подчеркивайте пользу от труда.

Источник:
Getty Images/iStockphoto

Найдите ему дело по душе.

Хоккейный клуб или кружок современных танцев, иностранные языки или музыкальная школа — главное, чтобы туда ходил с удовольствием. Важно не только для физического или умственного развития, но и для воспитания самостоятельности: умение занять себя на какое-то время без помощи взрослых.

6. Научите его распоряжаться деньгами

Введите практику получения карманных денегНачните с малых сумм, подарите малышу копилку и позвольте самостоятельно распоряжаться деньгами. Вначале объясните, почему нельзя накопить много, если постоянно тратить. Через некоторое время предложите задачу: попросите ребенка заранее просчитать «расходы», учитывая запланированные и непредвиденные траты. Если потребуется, помогите, но не навязывайте своё мнение — пусть решает сам.

7. Разговаривайте

Создавайте для ребёнка поводы для размышлений о различных вариантах действий в сложных ситуациях и дайте ему возможность самостоятельно выбрать наилучший выход из положения. ОбсуждайтеРезультаты всех его действий и поступков должны давать ему свободу выражения мыслей. Пусть открыто говорит о непонимании. В свою очередь, объясните, почему в конкретной ситуации поступаете именно так. Договаривайтесь! Например: сказка на ночь и секретики перед сном за вовремя завершённые игры и самостоятельную подготовку к сну. Предупредите: нарушение соглашения – отмена всего запланированного.

8. Поддерживайте

Похвала — один из самых приятных и доступных стимулов. Хвалите и ободряйте всегда, даже если малышу пока не все получается. Малыш будет чувствовать, что вы цените его старания и захочет попробовать еще раз. Не нужно петь дифирамбы и сыпать лестными словами по любому поводу — похвала должна быть не преувеличенной, а заслуженной.

Источник:
Getty Images/Maskot

9. Будьте терпеливы

ТерпениеВоспитание самостоятельности — главное качество, которое родители должны прививать ребенку. Даже с недостатком времени не стоит выполнять за малыша дела, которые он может сделать самостоятельно. Вместо этого чаще говорите ребенку о своей любви, объясните самые простые вещи десятки раз, слушайте его рассказы и отвечайте на все вопросы. Помогите ему обдумывать решения и дайте возможность принимать их, даже если они не всегда вам нравятся. Избавьтесь от чрезмерной заботы, не требуйте полного подчинения, а будьте другом и советчиком для малыша.

Для самых маленьких

Младенцы настолько любопытны и энергичны, что стимулировать их стремление к независимости легко. Нужно лишь не препятствовать им и немного подталкивать.

  • Упрощайте.Без определённых бытовых условий, соответствующих возрасту и развитию, ребёнку может быть сложно научиться самостоятельности. Предоставьте ему такие возможности. Если вы хотите, чтобы он сам одевался-раздевался и следил за порядком в одежде, освободите пару полок в шкафу, доступных для него: пусть учится складывать туда носки, майки и футболки. Хотите, чтобы ребёнок умывался самостоятельно? Поставьте подставку, которая позволит ему дотянуться до раковины, и переместите крючок для своего полотенца пониже.

  • Не навязывайте, а показывайте.Пример собственны́й — эффективный метод воспитания, ведь малыши — большие подражатели! Обучая ребенка действию (как завязать шарф, застегнуть молнию на кофте, зашнуровать ботинки), покажите все не спеша, четко проговаривая последовательность действий. Хорошим подспорьем будут комментарии и вопросы: «Что берем, чтобы вымыть руки? Как правильно мылим? Куда кладем мыло? Что делаем потом?». Ответы на них помогут малышу запомнить порядок действий для самостоятельного воспроизведения.

  • Напоминайте.Выполняйте это не только словами. Если малыш всё ещё забывает мыть руки перед едой, развесьте на двери ванной забавный рисунок-напоминание. Увидев его, он сразу вспомнит о необходимости помыться. Для закрепления самостоятельности играйте больше. Например, любые вариации игры «дочки-матери» отлично тренируют у детей знание последовательности в одевании, раздевании, умывании и так далее.

Узнайте больше о правильном воспитании детей в нашем канале. Яндекс.Дзен.