Дети в трагических ситуациях на знаменитых полотнах

Дети в трагических ситуациях на знаменитых полотнах

18.05.2023 Alina

«Девочка с персиками» Валентина Серова

Шедевр живописи Валентина Серова всем знаком — хотя бы из школьных учебников русского языка. В третьем классе ученики пишут сочинение по картине «Девочка с персиками». На полотне изображена Верочка, двенадцатилетняя дочь известного промышленника, коллекционера и мецената Саввы Мамонтова. Художник был дружен с его семьей, часто гостил у них в усадьбе Абрамцево. Верушу или, как ее еще называли домашние, Яшку, Серов знал с рождения.

«Девочка с персиками» В. Серова и «Девушка с кленовой веткой» В. Васнецова

В 1887 году двадцатидвухлетний художник, вдохновленный образом жизнерадостной, обаятельной, румяной девочки, как спелый персик, решил написать её портрет. Художник подарил работу семье Саввы Мамонтова. Много лет картина украшала ту самую гостиную, где и была создана. Сейчас она находится в Третьяковской галерее.

Вера Мамонтова была «счастливой для художников девочкой». Её образ вдохновил Валентина Серова, Михаила Врубеля («Портрет Веры Мамонтовой»), Виктора Васнецова («Девушка с кленовой веткой»), Николая Кузнецова. Впрочем, её собственная жизнь сложилась трагически.

Сначала сомнения в отношении брака. Для Веры первая и единственная любовь – Александр Самарин, потомок старинного дворянского рода. Однако отец Александра категорически отвергал возможность родства с купеческой семьей Мамонтовых.

Развод родителей: Савва Иванович увлекся солисткой оперы, затем по кредитам попал в тюрьму, после оправданный фактически остался разоренным. Скандалы активно освещались в прессе и еще больше настроили против брака сына с Верой Самариных. К венцу влюбленным удалось лишь после смерти отца.

В начале всё шло хорошо: у супругов появились трое детей, и ничего не предвещало беды. Но пришла болезнь: сильно простудившись, Верочка за три дня сгорела от пневмонии. Ей было всего 32 года. Муж пережил свою «девочку с персиками» почти на 25 лет. Был репрессирован и прожил оставшуюся жизнь в ссылках и тюрьмах. Детей воспитывала младшая сестра Веры.

«Тройка» Василия Перова

Картина Перова, уже сама по себе вызывающая жалость к детям, имела ещё более трагическую историю создания.

Полотно может показаться современному зрителю непонятным без комментариев. В середине XIX века нарисованная сцена была обычной улицами. Детей использовали в качестве дешевой рабочей силы. Сам Перов лично наблюдал, как трое малышей, руки которых от холода окоченели, пытались удержать сани с бочкой.

Художник никак не мог найти подходящий образ для главного героя картины, из-за чего замедлилась работа над полотном. Однажды на улице он заметил мальчика, который идеально подходил для роли. Однако мать ребенка запретила художнику его рисовать, считая это «великим грехом», и утверждая, что от этого не только чахнут люди, но даже умирают. Крестьянку звали Мария. 12-летний сын Вася был ее последней надеждой и радостью, других своих детей вдова похоронила. Но Перову удалось ее уговорить.

По завершении работы коллекционер Павел Третьяков приобрел картину. Через четыре года Марья обратилась к художнику с просьбой о продаже той самой картины в память об умершем сыне Васе. Пророчество сбылось: мальчик скончался от оспы. Перов провел Марью к владельцу полотна, Третьякову. Оставшись одна с картиной, женщина упала на колени в молитве, не обращая внимания ни на кого и ничего. Василий Перов позднее напишет портрет Васе для безутешной матери и передаст его в деревню.

Портрет Клары Серены работы Питера Пауля Рубенса

Картину считают самым трогательным детским портретом в мировой живописи. Художник Питер Пауль Рубенс изобразил на полотне свою старшую дочь Клару, родившуюся в браке с первой супругой Изабеллой Брант. Современники утверждали, что художник был скрытным в личной жизни, а о его чувствах можно судить по портретам. «Чувствуется, как отец гордился дочкой. Вся его любовь выражена в этой картине», — говорит нынешний владелец полотна, наследный князь Лихтенштейна Алоиз. К сожалению, девочка умерла от тяжелого заболевания в 12 лет.

«Девушка с маковым венком» Ореста Кипренского

За успешные работы в студенческие годы Ореста Кипренского награждали медалями и правом обучения за рубежом у лучших мастеров живописи. Долгое время молодой художник жил в Италии, где сблизился с красавицей-натурщицей Фалькуччи. Маленькую дочь Анну-Марию Кипренский изобразил на портрете «Девочка в маковом венке».

Девочка жила в доме художника, её мать отличалась свободным нравом. Однажды утром натурщицу нашли мёртвой, а Кипренского заподозрили в её убийстве. Обстоятельства гибели были странными, но полиции ничего доказать не удалось. Общественность начала против художника травлю. Тогда он определил девочку бывшей возлюбленной в приют, а сам вернулся в Россию. В следующий раз, уже будучи известным художником, он снова приехал в Италию, разыскал сироту, теперь уже 24-летнюю Анну-Марию, и женился на ней. Но брак продлился недолго: через три месяца Орест Кипренский скоропостижно скончался от воспаления легких. Его дочь Клотильда так и не увидела отца.

«Опять двойка» Федора Решетникова

Многим неизвестно, что жизнь мальчика с картины была насыщена драматическими событиями с самого детства. Для роли неуспевающего ученика Решетников позвал Эдварда, сына художника-авангардиста Густава Клуциса. Семья Клуциса жила по соседству с художником. Однако к 1952 году, когда Федор Павлович начал работу над картиной, мальчик уже был сиротой — отца в 1938 году репрессировали и расстреляли. Интерьер на картине — бывшая квартира Клуциса.

Картина является продолжением сюжета о школьниках, начатого работой «Прибыл на каникулы» и завершенной картиной «Переэкзаменовка». Художник изначально задумывал написать жанровую картину «Опять пятерка», но передумал после того, как увидел разочарование отличника по поводу двойки. Главный герой картины Эдвард Густович посвятил жизнь сохранению творческого наследия отца и снялся в нескольких документальных фильмах о нем.

Франсиско Гойя, «Дон Мануэль Осорио Манрике де Зунига».

Примерно в 1787 годуФрансиско Гойя, работавший художником при дворе Карла III, получил заказ на создание портретов. Мануэль Осорио, младший сын графа и графини Альтамира, изображён на картине «Мальчик в красном». Зрителям, незнакомым с историей создания картины, может показаться странным, что 3-4-летний ребенок выглядит неестественно. Возможно, неживое выражение лица специально создано для придания ребенку серьезности — так в испанской живописи принято было изображать наследников знатных родов, поэтому и одежда такая же взрослая. Впрочем, наследнику графов Альтамира так и не удалось повзрослеть — в 8-летнем возрасте его унесла болезнь.

«Аленушка» Виктора Васнецова

Художник долго искал натурщицу для картины по мотивам русского фольклора. Он часто бывал в доме Саввы Мамонтова в Абрамцево, где хорошо знал его дочь Веру. Девушка не раз становилась героинней женских образов на полотнах и вдохновляла Васнецова на создание сюжета. Но не подходила для роли Аленушки. Нужна была натурщица с грустным взглядом, одинокая сирота, задумавшаяся о своей судьбе.

В 1880 году Виктор Михайлович во время прогулки по Ахтырке увидел девушку с длинными распущенными волосами. Ее взгляд был полон тоски, одиночества и русской печали, что произвело на него сильное впечатление. Художник понял, что это образ будущей «Аленушки».