Десять методов формирования у ребёнка чувства вины.

23.11.2022 Inna

Часто родители осуждают детей за проступки, но чувство вины принудительное неэффективно.

Чувство вины полезно, когда оно возникает изнутри, а не под давлением родителя, утверждает Кениша Синклер-Макбрайд, клинический психолог Бостонской детской больницы в Массачусетсе. Нужно помнить о том, что внутренние установки, которыми дети руководствуются, формируются у них постоянно.

Конечно, вину не следует демонизировать — это полезная эмоция, которую дети со временем смогут испытывать самостоятельно, замечает педагог Лора Найт. Это произойдет на определенном уровне развития эмпатии — когда дети осознают неправильность своих поступков и влияние, которое оказывают на других.

Психологи рекомендуют избегать строгой осуждающей речи во время разговоров с детьми, хотя иногда родители поступают так непреднамеренно.

1. Вы ругаете ребенка за ошибки

«Ты неаккуратный!» — когда ребенок раскидал свою одежду. «Ты невнимательный!» — когда допустил ошибку в домашнем задании. Психологи призывают родителей отличать ребенка от проступка, который он совершил. Ребенок не должен становиться плохим только из-за того, что разбил чашку.

Вместо однократного действия дайте ребенку ярлык, с которым тяжело расстаться, лучше разобраться в каждой ситуации и оценить результат (разбросали игрушки – нужно убрать, а не смотреть мультик).

Из критикующего взрослого вы становитесь человеком, который не просто показывает ребёнку его ошибку, а и помогает ему преодолеть её последствия.

Важно хвалить детей, когда они в покаянии признаются вам чему-либо.

2. Вините в собственном плохом настроении

Дети очень восприимчивы к настроению родителейЭгоцентричны и часто обвиняют себя в том, чего не совершили.

Дети иногда думают весьма прямолинейно: «Мама рассердилась на меня, значит, я плохой».

Психологи советуют часто обнимать детей и говорить им о любви. Подростков нужно убедить, что ваше напряжение и печаль не связаны с ними.

3. Ссоритесь на глазах детей

Избегайте ссор с партнёром при детях, так как последние могут взять на себя ответственность за конфликт.

Часто случается так, что родители готовятся к празднованию детского дня рождения и ссорятся из-за чрезмерных расходов. Ребенок приходит к выводу, что день рождения лучше вообще не проводить, чтобы избежать конфликта родителей.

4. Называете ребенка хорошим или плохим

Постоянное употребление выражений «хороший мальчик», «плохая девочка» формирует у ребёнка стереотипы поведения, которые влияют на его дальнейшую жизнь.

В каждом решении ребенок будет руководствоваться этим критерием, что может привести к усилению чувства вины, стремления к совершенству и лицемерию («я должен всем понравиться, невзирая на цену»). Это также может вызвать страх перед ошибками.

5. Не даёте шанса загладить вину

При непослушании или проступках детей важно дать им шанс извиниться и исправиться. Родителям следует преодолеть свою обиду и принять их извинения.

Если родители отзывчивы и принимают извинения, например, объятия или рисунок, у ребёнка уменьшается чувство вины. Если же подарки не принимаются, ребёнок будет испытывать всё большую тревогу и чувство вины.

6. Сурово наказываете

Наказание должно быть соразмерным проступку. Слишком строгое наказание или воспринимаемое ребенком как агрессия, а не справедливость (например, когда родитель бьет пощечиной), вызывают у него длительное чувство бессмысленного вины.

Ребенку важно поговорить о совершенном поступке, причине недовольства взрослых и последствиях, которые его ожидают в виде наказания, а также об обосновании такого решения.

7. Не говорите о чувствах

После инцидента желательно говорить как можно больше. Необходимо проанализировать чувства и действия ребенка, задать ему вопрос о его ощущениях, а также поделиться своими собственными эмоциями.

Уделите внимание ребенку и разберитесь в сказанном. Предложите ему рассказать о чувстве вины, которое для кого-то может быть похоже на боль в животе или головную боль.

Обсудите с ребенком, какие чувства может испытывать другой человек после его поступков. Поговорите о проявлениях доброты к окружающим. Спросите ребенка, как ему хотелось бы, чтобы относились к нему, чтобы показать пример вежливого и корректного поведения. Вспомните случаи его доброго и вежливого отношения к другим, похвалите его.

8. Видите в ребенке себя

Родители порой ставят детей на карате, футбол или танцы — исходя из желаний успехов в детстве. Лучше обдумать, нужен ли ребенку подобный спорт, или это цели родителей.

Если ребёнок пожелает закончить, скажем, музыкальное обучение, у
него может возникнуть чувство вины за то, что разочаровал вас.

Дети — не ваши продолжения.

Часто используете в качестве примера других детей.

В соцсетях шутки о том, что сыновья маминых подруг всегда превзошли всех в силе, скорости, умстве и успешности. При этом ребёнок добавляет к вашим историям о знакомых: «А ты — не такой».

Из-за этого ребёнок может начать постоянно сравнивать себя с другими, что может привести к комплексу неполноценности.

10. Не признаете свои ошибки

Если вы вспылили и накричалиДаже если ребенок совершил проступок, нужно перед ним извиниться.

Когда родители сомневаются, что это подкопает их авторитет, на самом деле ребёнок ощутит к ним больше уважения. Пример родителей показывает ему, что извиниться и взять на себя ответственность за оплошность — нормально и, главное, очень мужественно.