Делать назло и еще 4 детских поступка, которые родителям понять не под силу

Делать назло и еще 4 детских поступка, которые родителям понять не под силу

31.10.2019 Inna
странности в поведении ребенка

Getty Images/Cavan Images RF

Ребенок делает то, что заведомо наказуемо

Теория обучения гласит: если кто-либо в результате своей деятельности получает что-то для себя хорошее, то он это действие будет стремиться повторить. Если же он получает что-то плохое, то и делать так больше не будет. Вполне логично. Но почему же тогда по квартире опять ходит кошка с макияжем на всю ее кошачью… (нет, слово «морда» и стоимость потраченной на нее косметики абсолютно несозвучны!). Почему в ванной плавают папины запонки, имитируя глубоководные мины? Почему через полчаса после тщательно наведенного вами порядка все вещи в комнате лежат одним большим шаром? Разве вашего повышенного тона было мало? Разве стояние в углу не послужило уроком того, что так делать нельзя? Нет, иногда такое чувство, что он делает все специально и просто ждет наказания.

Да, это так — есть дети, которые хотят наказания. И это можно признать… абсолютно нормальным. Потому что это те дети, которые поняли: иным путем внимания они получить не могут. Они не брошены, не остаются без присмотра, и родители делают все, чтобы развитие и воспитание шло, как положено. Но все-таки по отношению к ребенку чего-то не хватает. Искренних эмоций, настоящей привязанности и любви.

Дети очень чувствительны, и они легко улавливают отстраненность, прохладу в отношениях. И они согласны быть «проблемой семьи» — лишь бы чувствовать неравнодушие (пусть даже такое!) родителей, испытывать живую эмоциональную связь. Впоследствии такое поведение может сгладиться — когда ребенок научится со своим чувством «нелюбимости» жить, замещая реальность своими фантазиями или книгами. Но лучше, если оно изменится другим путем. Дайте ребенку то, что принадлежит ему по праву возраста, — нежность, заботу, ласку и ваш искренний интерес.

Ребенок впадает в детство

В еще более раннее детство. Буквально недавно уверял вас, что будет Звездным Мегатроном, когда вырастет, и спрашивал, где нужно для этого учиться, а тут вдруг начал говорить таким корявым языком, что даже название этой своей профессии не выговаривает. А еще — нарисовал красками круг и размазал его руками, пояснив, что это «каляка-маляка», хотя уже давно представлял вашему вниманию и натюрморты, и портреты, и полноценные пейзажи. Родителей такие выходки сначала смешат и забавляют. Но потом радость сменяется удивлением и самым настоящим страхом. И если те родители, у которых есть еще и младший ребенок, какое-то объяснение найти могут (известно же, что ревность старшего вызывает у него желание оставаться маленьким как можно дольше), то все остальные просто не понимают — что происходит? И, главное, насколько это опасно?

Временные откаты в развитии даже являются свидетельством более осознанного поведения. Это своего рода эксперимент. Ребенок как бы пробует все модели поведения, которые он на данный момент освоил, и выбирает среди них лучшие. Вполне вероятно, что в какойто момент исполнять роль маленького ему очень понравится. Ничего страшного! Очень скоро он убедится, что взрослеть еще интереснее. А вы ему помогите.

  • Во-первых, постарайтесь, чтобы фраза «Ты такой большой!» как можно чаще произносилась в качестве похвалы, позитивного удивления или восхищения. Ведь если она звучит как недовольство и возмущение, то вряд ли вызовет желание расти. Ребенок, который каждый день слышит: «Ты такой большой, убери все сам!», «Ты такой большой, прекрати просить конфеты!», «Ты такой большой…», наверняка захочет стать маленьким. И даже попытается.

  • Во-вторых, сделайте взрослость привлекательной, ненавязчиво рассказывая о ее перспективах. «Эта игрушка для детей постарше», «Когда подрастешь, тебя тоже возьмут в эту спортивную группу». Форма убеждения не имеет особого значения, главное — сохранить естественное стремление к росту и развитию.

  • В-третьих, относитесь к экспериментам ребенка спокойно. Не показывайте раздражения, но и не особенно умиляйтесь, не ругайте, но и не позволяйте делать все, что хочет, из соображений «лишь бы угомонился». Во всех этих случаях привлекательность идеи стать маленьким будет еще сильнее, а впоследствии может укрепиться и стать чертой характера.

странности в поведении ребенка

Getty Images/Johner RF

Ребенок сам провоцирует скандалы

– Сейчас мы зайдем к моей знакомой, а потом пойдем в магазин игрушек, — сообщаете вы ребенку, ожидая увидеть радость.
– А я хочу сначала в магазин игрушек, — отвечает он.
– Да, но мне очень нужно отдать ей важные документы… — вы делаете ударение на слове «важные».
– А я хочу сначала в магазин игрушек, — отвечает он.
– Это необходимо для моей работы, — вы все еще пытаетесь сохранять спокойствие.
– А я хочу сначала в магазин игрушек!

Такие диалоги могут продолжаться часами, но, конечно, уже не так ровно и спокойно. Слезы, крики, агрессивные нападения и совсем неадекватные поступки (например, ребенок в приступе отчаяния может лечь в лужу, что называется, во всю длину). Бывает, что в своем упрямстве он даже забывает, что для него было так важно, и ведет себя так, как будто у него настоящая истерика. Заканчивается обычно тем, что ребенок, приведенный домой, засыпает, всхлипывая и вздрагивая во сне, а мама, выпив успокоительного, решает записать его к врачу. А могли бы сейчас новой игрушкой играть… Ну почему он так делает?! Неужели не понимает, что иногда лучше уступить? Понимает, но согласиться с такой несправедливостью не может.

Чувство собственной значимости и взрослости в какой-то момент буквально лишает здравого смысла, борьба за свои права и свободы становится важной независимо от результатов. «Я достаточно самостоятелен, чтобы самому знать, что лучше, и взрослым придется это учесть. Я приучу их к порядку!» — примерно так обосновал бы свою позицию ребенок, если бы был старше. Но в том-то и дело, что такое поведение встречается в возрасте от трех до четырех лет, и словарный запас еще не настолько велик, чтобы выразить все свои соображения по поводу детско-родительских отношений. Поэтому он плачет и кричит.

Самое правильное — набраться терпения и просто подождать, пережить как что-то неизбежное. Кстати, если вы ради эксперимента (или желая предотвратить скандал) вдруг внезапно согласитесь с требованием ребенка, то увидите, что никакого удовлетворения он от этого не испытывает. Скорее всего, через минуту он придумает что-то новое — такое, что вы точно не сможете позволить, — и свою потребность в открытом бунте все равно реализует. Так что не стоит тратить силы, вовлекаясь в его скандалы эмоционально. Ваше спокойствие, уверенность в том, что все происходящее в рамках нормы, помогут и ребенку сохранить ощущение стабильности. Ведь для него это тоже сложный период.

Стремление избегать трудностей, добиваться своего через жалость окружающих — черты инфантилизма, которые во взрослой жизни будут совершенно лишними.

Ребенок играет одной и той же игрушкой

Игрушек много не бывает. Малыш в любое время дня и ночи с радостью посетит магазин и выберет себе десяток-другой самых-самых. Конечно, отношение к игрушкам может быть разное, буквально от любви до ненависти, но все же иногда чувства выглядят очень странно. Это даже не на любовь похоже, а на зависимость — с теми же чертами, что бывают у взрослых людей. С этой игрушкой он ест, спит, купается, ходит гулять и вообще не расстается ни на минуту, а при любой угрозе потери (даже если его просто уговаривают оставить ее дома) испытывает страх. Иногда такое же отношение бывает и к книгам — ребенок не просто просит ежедневно читать одно и то же, но и старается, чтобы книга всегда была на виду.

Все это кажется тем более странным, что внешне эти предметы совсем не представляют никакой ценности. Более того, иногда они до такой степени потрепанны, обкусанны и обшарпанны, что родителям хочется избавиться от них из эстетических соображений. «Выброшу я это… Смотри, сколько у тебя прекрасных новых игрушек. Ну зачем тебе этот выцветший медведь с дыркой на спине?» Ребенок и сам не понимает, почему именно этого медведя ему нравится держать в руках и почему только с ним ему приятно засыпать. Возможно, с игрушкой связаны какие-то приятные эмоции, возможно, память бессознательно хранит очень хорошие детские воспоминания, а может быть, у медведя такие добрые глаза, что он ассоциирует (тоже, конечно, бессознательно) его с вами.

Чтобы понять, чем дорог тот или иной предмет, иногда требуются годы психоанализа. Пусть он займется этим сам во взрослом возрасте — если захочет. А пока важно другое.

  • Первое — то, что подобная привязанность к предметам является одним из проявлений тревоги. Дети, испытывающие страх, повышенное волнение, трудности с адаптацией, — именно они склонны к тому, чтобы заводить себе любимцев среди игрушек. Они выполняют охранительную роль, а игра (хотя чаще этой игрушкой ребенок не играет, она просто находится все время при нем) выполняет роль ритуала. Ребенку спокойно с этим предметом, он чувствует себя защищенным от неприятностей. Не случайно потребность в игрушечном друге возрастает у детей, находящихся в больнице или живущих в отрыве от родителей.

  • Второй важный момент — то, что разлучать ребенка с предметом его привязанности насильственным путем нельзя. Это слишком жестоко и иногда может привести даже к нервным срывам. Не переживайте: сломанный заяц не будет спутником сына до выпускных экзаменов (хотя вполне возможно, что где-нибудь на полке он дождется еще и рождения ваших внуков), ведь с возрастом у ребенка появляются новые возможности для обретения уверенности, а многие детские страхи уходят сами по себе.

Любимая игрушка, которую малыш не выпускает из рук, книга, которую он просит читать снова и снова — все это ориентиры, помогающие ему чувствовать себя уверенно.

странности в поведении ребенка

Ines Bazdar/Getty Images/iStockphoto