Что делать с детским воровством?

Рубрики:

Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда дети разного возраста пытаются взять что-то без спроса, хотя знают, что это нельзя делать. Воровство, а в тяжёлых случаях – клептомания, при которой дети не могут контролировать себя и поступают вопреки воспитанию и установкам родителей, встречается чаще, чем принято думать вслух. Многие родители не хотят признавать, что их ребёнок склонен к воровству.

Проблема достаточно обычна и не так ужасна, какими кажется. Детская клептомания – стремление разобраться в границах добра и зла, узнать допустимое, понять разницу между «моим» и «чужим».

Как выявить проблему

Чтобы родители могли сами влиять на поведение детей или определить момент обращения к специалисту, нужно понять причины детского воровства и как оно проявляется.

Увидеть у ребенка признаки клептомании можно по следующим признакам:

  • Наличие в жилище предметов, не принадлежащих обитателям, и детских игрушек.
  • Исчезновение денег из кошелька родителей или места их хранения дома.
  • подавленность, погружение в себя, угрюмость и молчаливость;
  • Агрессивность в разговорах, вспыльчивость, перепады настроения.
  • нарушения аппетита и сна.
Порой родители, сосредоточенные на своих проблемах, не замечают состояния ребенка, не уделяют ему должного внимания, не строят с ним доверительных связей. Такое невнимание неизбежно приведет к появлению не только клептомании, но и другим пробелам в воспитании, которые будут сложны для устранения.

Формирование личности – сложный процесс, требующий постоянного труда.

Причины клептомании у детей

Ребенок берет без спроса чужие вещи или игрушки потому что не знает можно ли это делать или почему нельзя.
Это часто происходит до 4-6 лет. После объяснений родителей и нескольких разговоров на эту тему малыш понимает рамки и прекращает воровать. Многим детям об этом рассказывают раньше, после годика, когда ребенок пытается завладеть чужой лопаткой в песочнице.

Причины детской клептомании разнообразны и могут быть следующими:

  • Недостаток внимания и руководства со стороны взрослых приводит к тому, что ребёнок много времени проводит в одиночестве и сам пытается найти решения своих проблем.
  • Разногласия родителей приводят к тому, что ребёнок сам выбирает, чье мнение ему принять в той или иной ситуации.
  • Сильное желание получить то же самое, что у другого, с осознанием, что родители такого не купят, может привести к краже даже у хорошо воспитанного ребёнка.
  • Дети могут подражать поведению взрослых, к примеру, если родители приносят домой вещи из работы, которые кажутся ненужными, или воспитатель в детском саду действует аналогично.
  • недостаток внимания со стороны родителей;
  • Недостаток личных средств у ребёнка, когда тот уже способен ими управлять и желает обладать наличными, подобно друзьям.
Дети, которым недостаточно внимания уделяют воспитание, склонны к детской клептомании. Их мало обучают правилам поведения, не учитывают нужд и интересов, игнорируют просьбы.

Нельзя упрекать его в поведении, которое для него естественно из-за принятых им причин. Важно выяснить их и попытаться изменить образ действий.

В крайне редких случаях детская клептомания может быть вызвана психическим расстройством. Однако признаки этого расстройства будут заметны не только в стремлении завладеть чужими предметами, поэтому внимательные родители смогут распознать проблему и обратиться за помощью к специалисту.

Что делать с ворующим ребенком

Если замечено воровство у ребёнка, родителям важно сдержать эмоции и разобраться в его чувствах. Крики, наказания и дополнительные запреты приведут к обратным результатам: детская клептомания продолжится, но станет ещё более скрытой. У ребёнка, как и у всех остальных детей, есть желание быть успешным и счастливым. Нужно понять, почему он стремится к этому именно таким способом.

Детские психологи советуют родителям применять следующие способы противостояния такому поведению ребенка:

  1. Необходимо вести беседу с ребенком на основе доверия, избегая прямого обвинения. Вместо попыток понять мотивы ребенка постарайтесь выразить свою любовь и поддержку независимо от его поступков.
  2. Если вину не доказывают и он не признаётся, расскажи историю о мальчике, которого в прошлом вели себя подобным образом. Спроси ребёнка, как ему кажется, поступали бы родители такого мальчика.
  3. Важно сказать ребенку, что его просьбы всегда будут услышаны, и родители постараются ее выполнить. Если вещь нельзя купить, вместе можно найти замену, чтобы ребенок почувствовал свою важность и любовь.
  4. В разговорах следует обсуждать исключительно имеющуюся ситуацию, не упоминая прежних разногласий или непослушаний. После выяснения обстоятельств к ним уже больше не стоит обращаться, когда все вопросы получены и ребёнок помилован.
  5. Обсуждение поведения ребенка с подругами, бабушкой или другими мамами недопустимо, особенно при его присутствии. Разговор и разбирательство ситуации должны проводиться поединочно, возможно, с участием папы. Ребенку уже достаточно стыдно, не стоит усиливать негативные чувства.

Лучше предупредить неприятности, чем потом устранять их последствия. Нужно чаще общаться с детьми, вести беседы как со взрослыми, делиться своими трудностями. Приводить примеры добрых и дурных поступков, рассказывать истории и сказки о злостных животных, которые в лесу больше никого не любили. Каждое воспитательное усилие принесёт плоды в виде доверительных отношений с ребёнком. И тогда детская склонность к воровству не коснется уверенного в себе и своей нужности отпрыска.