Четыре этапа развития ребёнка по Жан-Пиаже: содержание и принципы теории
27.11.2024Кто такой Жан Пиаже
Shutterstock/Fotodom.ru
В чем суть теории развития по Пиаже
Жан Вильям Фриц ПиажеШвейцарский психолог и философ, появившийся на свет в конце XIX века и скончавшийся в 1980 году, прославился исследованиями в области детской психологии. Основатель Женевской школы генетической психологии, он разработал свой метод изучения природы познания — генетическую эпистемологию. Создатель теории когнитивного развития ребенка, состоящей из четырех стадий.
Ж. Пиаже искал простые объяснения для поведения ребенка на каждом возрастном этапе. Активно изучал эгоцентризм детей – осознание своей роли в обществе, умение социализироваться и общаться с другими. В отличие от многих философов и психологов того времени, Пиаже считал, что дети не являются примитивными созданиями — просто у мозг устроен иначеВ связи с особенностью взросления некоторые вещи можно понять и осознать значительно позднее.
Швейцарский психолог изучал поведение детей разного возраста, чтобы понять их мотивы в разных ситуациях. В ходе наблюдений он обнаружил, что дети одного возраста совершали одни и те же ошибки в определенных заданиях, что свидетельствовало о незрелости детского мозга и когнитивных способностей. Исследования этого психолога легли в основу теории стадий развития.
Философ и психолог Жан Пиаже считал, что человек развиваясь, адаптируется к миру для достижения равновесия с ним.
АссимиляцияЭто процесс усвоения внешних элементов жизнью, то есть опыта, полученного извне и применимого в собственной жизни. аккомодацией. Ассимиляция и аккомодация существуют неразрывно.
Сначала дети очень эгоцентричны, полагая, что все события связаны только с ними. Ребенок не воспринимает себя как отдельный субъект и не различает себя от внешнего мира. Постепенно ребенок развивает более независимое и осознанное мышление, проходя четыре стадии развития, каждая из которых соответствует определенному возрасту.
Четыре ступени познавательного развития по Жан-Пьеру Пиажу.
1. Стадия сенсомоторного интеллекта
Возраст: 0-2 года
В этот период ребенок отрывается от матери, но ещё не осознаёт себя отдельным существом. Осознание этого придёт ему к концу этой стадии. До месяца все его действия определяются врождёнными рефлексами. Единственный способ взаимодействия с миром — плачПлач, который дитя использует для сообщения о своих потребностях.
В этот период ребенок не связывает свои поступки с их результатами. Активно изучая свое тело, малыш копирует действия взрослых: например, бьет ложкой по тарелке, создавая шум. До четырех месяцев малыш обращает внимание в первую очередь на громкие звуки и… яркие оттенкиЕму приходится некоторое время учиться управлять самыми базовыми движениями своего тела.
В этом возрасте малыш ещё не способен работать с глубинным смыслом окружающих предметов. Ближе к году у младенца развивается общая координация различных частей тела, движения становятся более осознанными. Можно заметить, что ребенок начал действовать более целенаправленно: ползёт к игрушке, может точнее рассчитать траекторию движений, убирать препятствия на пути.
С года ребенка начинают интересовать разные действия и их последствия. В возрасте от одного до полутора лет малыш часто бросает предметы на пол, изучая, как ведут себя разные вещи при падении.
Между полутора и двумя годами малыш развивает навыки мыслительных процессов. Его начинают интересовать результаты простейших действий. Ребенок также становится активнее в общении с окружающим миром. с помощью речиОткровенно выражая свои потребности, вместо того чтобы догадываться об них, как это делали ранее его родные.
2. Период дооперациональных представлений
Возраст: 2-7 лет
Эта стадия получила такое название потому что ребёнок ещё не полностью готов к восприятию некоторых процессов. Ребёнок постепенно начинает формировать внутренний план. Теперь он учится использовать различные символы. К примеру, берет какой-то предмет и придумывает ему новое применение в игре: карандаш — это градусник, составленные в ряд книги — стена дома и так далее.
В этом возрасте ребенок не может понять (или понимает ближе к концу стадии) некоторые вещи. Попробуйте провести эксперимент: возьмите два стакана одинаковой емкости, но разной формы — высокий и узкий, а другой — широкий и низкий. Налейте в высокий стакан доверху воды, а затем перелейте в низкий. Ребенок удивится, что по объему стаканы одинаковые.
В этот период ребенок усваивает закон сохранения количества предметов. Понаблюдайте: если расставить несколько кубиков и потом раздвинуть их, малыш поймёт, что их количество осталось прежним.
В этом возрасте можно научить ребёнка давать определённые ответы на вопросы, но это не означает, что он их действительно понимает и осознаёт.
Если слегка изменить вопрос, на который ребёнок уже знает ответ, малыш потеряется.
Мышление ребенка пока ещё весьма эгоцентрично. Все происходящее вокруг малыш оценивает с позиции своего опыта. Например, видит фигуры и людей в соответствии со своим фокусом зрения. Если их зеркально отразить, ребенок не поймет, что это та же фигура. Ему также будет непонятно, что у человека, стоящего напротив, левая и правая стороны отображены зеркально.
Для детей данного возраста характерно центрацияЭто значит уделять внимание одному, самому бросающемуся в глаза свойству предмета и не замечать других. Если предложить ему карточки, объединенные каким-либо признаком, то заметит только самый очевидный, например, цвет, но с трудом перечислит другие.
В этом возрасте ребенок начинает строить связи с другими людьми, прежде всего сверстниками. До этого его круг общения ограничивался семьей. Дети все еще эгоцентричны, их мышление и навыки взаимодействия с окружающими недостаточно развиты, поэтому часто совершают ошибки в ситуациях, которые кажутся нам понятными: например, не могут договориться о правилах игры или разделить игрушку.
На данном этапе есть такое понятие… анимизмКогда малыш приписывает игрушкам чувства, проявляя интерес ко всему вокруг. Готовьтесь к постоянным расспросам «почему?».
Дети до 4-5 лет часто не умеют шутить, обманывать, потому что считают, что окружающие люди думают так же, как они и буквально читают мысли других. Считают также, что их взгляды на мир полностью совпадают с мнением других людей. Еще не способны отделять мышление каждого человека.
3. Период конкретных операций
Возраст: 7 -11 лет
В этом возрасте ребенок изучает группировку и классификацию предметов по нескольким признакам. Ребенок не только использует предметы, но и манипулирует ими на логическом уровне, например, считает несуществующих овец. Теперь ребенок может понять закон сохранения объема вещества (помните эксперимент со стаканами).
В этом возрасте ребёнок ещё решает задачи пошагово, не умея объединять и обобщать их. Потому может казаться странным, что ребёнок долго работает над задачей со складыванием огурцов из двух корзин, если накануне уже решал задачу с яблоками.
В некоторых задачах дети приступают к логическому мышлению, которое всё ещё развивается. Абстрактные понятия им даются с трудом, поэтому стараются их избегать. Для понимания принципа задания необходима простая и понятная схема от простого к сложному.
На этой стадии пропадает детское эгоцентризм, дети начинают думать о чувствах других людей. Попытаться понять то, что происходит у других в голове, пусть и с необычными выводами.
4. Период формальных операций
Возраст: от 12 лет
В период подросткового развития логическое и абстрактное мышление полностью формируются. Возможна визуализация несуществующих объектов, применение аналогов, понимание метафор и чужой точки зрения. В связи с этим математические задачи в средних и старших классах не связаны с конкретными предметами. Для решения задач подросткам такие примеры не нужны.
Ребенок учится объединять полученную информацию, замечая связи между предметами и темами, которые складываются в общую картину, а не остаются разрозненными, как в учебнике.
В этом возрасте детей интересуют вопросы морали, философии, этики, социальные и политические проблемы. Уже начинают задумываться о будущем и строить планы.
Ребенок начинает мыслить гипотетико-дедуктивно: выдвигает гипотезы, проверяет их и на основе полученной информации делает выводы о реальности. Некоторые одаренные дети могут достигнуть этого раньше сверстников.