Больше, чем движение: чем танцы на самом деле полезны ребенку

Больше, чем движение: чем танцы на самом деле полезны ребенку

31.10.2019 Barbara
танцы для детей польза

Jessica Peterson/Getty Images/Tetra Images RF

Больше чем удовольствие

Большинство современных родителей считают, что их ребенок прежде всего должен научиться хорошо читать, писать и считать, а эстетическому развитию уделяют все меньше внимания. В итоге у малыша начинает усиленно развиваться левое полушарие в ущерб правому, и такая важная область психического развития, как эмоции и интуиция, остается недостаточно развитой.

«Все эмоции живут в человеческом теле, вот почему движение является одним из основных способов выражения чувств наряду с речью. Через движение и танец дети знакомятся сами с собой, постепенно начинают понимать и принимать собственные эмоции, а также эмоции других людей, учатся взаимодействовать друг с другом. В современной психологии даже существует такое понятие, как „невербальный интеллект“. Он формируется через ранний телесный и двигательный опыт и влияет на нашу способность эффективно и успешно общаться с другими людьми, — объясняет Евгения Рубина, детский и семейный психолог, преподаватель движения и танца для детей. — И еще. Танец — это лучшая школа творчества и артистического самовыражения. Когда ребенок танцует перед родителями, он показывает настоящее маленькое представление, которое сам придумал. Подобная возможность самовыразиться укрепляет его самооценку и формирует здоровую личность».

В такт музыке, или Первый танец

Педагоги, психологи, музыканты едины во мнении, что вводить кроху в мир музыки нужно еще до рождения. Малыш способен слышать звуки за три месяца до рождения, а улавливать колебания звуковых волн − намного раньше. Музыка способствует активному росту мозга будущего малыша, активизирует формирование зон коры, отвечающих за речь, логические операции, интуитивное и ассоциативное мышление.

Ну а уже после появления на свет, в возрасте трех-четырех месяцев малыш не просто прислушивается к музыке, но и воспринимает ее эмоционально. Вы доставите большое удовольствие еще не умеющему сидеть ребенку, если возьмете его за кисти рук и под ритмичную, веселую музыку будете их сгибать и разгибать.

У абсолютно любого ребенка с любыми данными можно развить музыкальность. Просто для этого понадобится разное количество времени.

А еще лучше, если вы возьмете кроху на руки и будете танцевать вместе с ним, двигаясь в такт музыке. «Родившись, малыш оказывается на руках у матери: слышит знакомое и родное биение сердца, ощущает нежные прикосновения, убаюкивается при ходьбе и покачиваниях. Это дает малышу столь необходимое ему чувство защищенности, а также способствует развитию вестибулярного аппарата и отделов головного мозга, которые отвечают за мелкую и крупную моторику. Сейчас доказано, что полноценно прожитый „ручной“ период сказывается самым благоприятным образом на дальнейшем развитии малыша. Наряду с ласками танец помогает поддерживать необходимый контакт с собственным ребенком, так же как и постоянный повседневный уход: купание, одевание и т. д.», — рассказывает Евгения Рубина.

Для самых маленьких

Если же вы сомневаетесь, с чего лучше начать музыкально-танцевальное развитие крохи, смело отправляйтесь на специальные занятия для родителей с малышами от 4 месяцев. Сегодня существует множество разнообразных двигательных и танцевальных занятий для мам с детьми младенческого возраста: занятия йогой для новорожденных, группы baby contact (танцевальные занятия для мам и малышей от трех месяцев до трех лет). Обычно во время подобных занятий преподаватели используют идеи, техники и упражнения из танцевальной и контактной импровизации, танцевально-двигательной терапии, работу с голосом и звучанием, сочетают игровые моменты, движения и танцы в потешках, хороводах, танцы с предметами. В результате занятий мамы и дети заряжаются энергией и положительными эмоциями.

«Мама может предоставить малышу множество возможностей для двигательного развития уже с первых месяцев его жизни: это и разные способы держания его на руках, и экспериментирование с разнообразными ритмами ходьбы, раскачиваний. Основное правило здесь − оставаться в контакте с малышом, следовать за его реакциями. Важно, чтобы эксперименты были крохе в радость: маме нужно чутко реагировать на сигналы, которые подает малыш. Если ребенок выражает недовольство, беспокойство или испуг, следует остановиться. Важно также, чтобы, двигаясь и танцуя вместе с малышом, мама помнила о собственном телесном комфорте: позы и движения должны быть естественными, движения − мягкими, расслабленными. Телесные зажимы и скованность в теле мамы ощущаются малышом и выражаются и в его напряжении», — рассказывает Евгения Рубина.

«Поддержание тесной связи между мамой и малышом особенно важно в первый год жизни крохи, — говорит Дина Ваймер, руководитель Дункановской студии Dance-o-Dora, преподаватель танцевальных развивающих групп „Мать и дитя“ и „Малыши“. — В группе „Мать и дитя“, куда мы принимаем родителей с детьми от 3 месяцев, у нас есть целый комплекс упражнений, которые не только полезны для физического и музыкального развития ребенка, но и способствуют лучшему взаимопониманию между мамой и малышом. Для того чтобы лучше слышать и понимать совсем маленького ребенка, существует простой путь — установить с ним контакт через тело, через движение. Чтобы этот путь был приятным и творческим, мы создаем пространство, где мама и малыш могут быть легкими, свободными, расслабленными».

танцы для детей польза

fizkes/Getty Images/iStockphoto

Смотри, что я умею!

В возрастной период от года до трех растут возможности малыша: он уже многое умеет и с каждым днем становится все более самостоятельным. В то же время ему еще очень нужна мамина поддержка, как психологическая, так и физическая.

«В период от года до 2,5−3 лет для малышей по-прежнему наиболее полезны и психологически комфортны занятия вместе с мамами: с одной стороны, они уже способны активно исследовать пространство, появляется интерес к другим детям и взрослым и попытки общения с ними. С другой — дети все еще нуждаются в маме, что дает им чувство безопасности (важно подбежать к маме, обнять ее, взять за руку и сделать что-то вместе с мамой)», — говорит Евгения Рубина.

«Обычно в возрасте 1 года детки начинают ходить, и они получают такое большое удовольствие от этого процесса, что их практически невозможно заставить усидеть на одном месте, — рассказывает Дина Ваймер. — Поэтому на своих занятиях я стараюсь как можно чаще чередовать музыку и танцевальные задания. Музыка подобрана так, чтобы малыши могли исследовать возможности собственного тела в соответствии с ней и при этом не испытывали никакого дискомфорта. Чтобы они могли и побегать, и помаршировать, а в какой-то момент посидеть и поболтать ножками или похлопать в ладоши. Мы работаем также с предметами: колокольчиками, флажками, ленточками, погремушками и кубиками. Приблизительно с возраста полутора лет мы пробуем минимизировать количество задействованных реальных предметов и вводить упражнения и танцы с воображаемыми предметами (представляем руль у машины, гладим воображаемую кошечку и т. д.). Это помогает развивать образное мышление, с чем у многих детей возникают проблемы (если этим специально не заниматься).

В современном мире сильно развита визуальная культура, телевидение, все четко прорисовано, показано до мельчайших деталей, у ребенка даже нет возможности развернуть свою фантазию. К двум годам ребенок уже готов выполнять упражнения на координацию. И здесь на помощь опять приходят образы. Ведь гораздо проще освоить движение, если оно «понятное», а не условное (просто потому, что так сказал преподаватель). Поскок и галоп — это лошадки, легкий бег — это бабочки, сильный стремительный бег — это летят самолетики, попеременное движение руками — плавание и т. п.

Кроме того, на занятиях мы учим детей на первый взгляд простым композиционным вещам — умению ровно ходить друг за другом, ходить вперед и назад (спиной вперед), держать круг. Обычно, когда малыши идут по кругу, он быстро сужается, иногда вообще кто-то идет только вперед, то есть в середину круга. Детям непросто держать круг; более того, есть мамы, которым это трудно дается. Это нарушение координации (которое может не проявляться в обычной жизни, но сразу же видно в танцевальной композиции), пробел, который можно было восполнить еще в детстве, специально этим занимаясь. В целом, метод музыкального движения, идущий от идей Айседоры Дункан, помогает эмоциональной саморегуляции и самореализации личности, развивает искусство импровизации, снимает физические и психические зажимы».

Кому «показаны» танцы

Два «вида» детей особенно могли бы извлечь пользу от занятий танцами: скромные и беспокойные. «Эта деятельность, особенно если практикуется в группе, может действительно помочь вашему маленькому непоседе направить свою энергию в нужное русло. Если музыка быстрая, сильная, эмоциональная, он может расслабиться, выпустить пар. Но когда музыка замедляется, он тоже должен подстроиться под ее ритм и успокоиться. Наблюдение ребенком за группой более уравновешенных детей сможет направить его: он будет стараться делать, как они, — рассказывает Дина Ваймер. — Если ребенок закомплексован или стеснителен, танец поможет ему раскрепоститься, особенно в случае если малыш будет следовать не абстрактным указаниям, а самой музыке — разнообразным музыкальным произведениям, у каждого из которых есть свое настроение и характер».

Психологи утверждают, что любой танец помогает быстро справиться с любым взрывом эмоций. Так что пусть уж лучше ваш кроха сильно топает ногами или барабанит себе по бокам в такт сумасшедшего рока, чем таит злость, которую потом сорвет на вас или своих маленьких друзьях.

танцы для детей польза

Getty Images/Hero Images