Безопасность ребенка: советы родителям

Безопасность ребенка: советы родителям

16.07.2023 Barbara
Источник:
Legion Media

С приходом тёплой погоды после долгого межсезонья родители получили новый повод для беспокойства: дети чаще гуляют, и преступники снова активны. Новости регулярно сообщают о странных взрослых на детских площадках, преследовании школьников, насильственных актах, пропажах. Доверчивые дети легко попадаются на уловки злоумышленников. В группе риска — дошкольники без присмотра родителей.

В возрасте семи или восьми лет ребёнок обычно способен на самостоятельные прогулки. По мнению психолога Марии Макухиной, в этом возрасте у него сформирован достаточный уровень самоконтроля, появляется понимание причинно-следственных связей поступков. Дошкольник этого еще не обладает. Он знает базовые сведения, которые помогут ему в случае потери (свой адрес, номера телефонов родителей). Но иногда это оказывается недостаточным, и дети всё же попадают на ловушки преступников.

Родители обратились к специалисту за советом о том, как научить ребёнка защититься в опасности без присутствия взрослых.

Мария Макухина

Психолог детского отделения клиники «Фэнтези».

Личный сайт

Много экспериментов проводилось, в которых взрослый предлагал детям пройтись, обещая щенка, конфету или отвести к матери. Результаты оказались печальными: 9 из каждых 10 детей верили незнакомцу и соглашались идти с ним, невзирая на предупреждения родителей.

Выводы из этого текста таковы: запреты родителей не всегда действенны. С ребенком необходимо быть внимательным и стремиться не только инструктировать его, но и развивать у него самоконтроль, логическое мышление, аналитическое суждение и способность к саморегуляции. Это возможно при помощи навыков самообслуживания (не делать за него то, что он может сделать сам), активного поощрения самостоятельности в разных областях, даже если результат не идеальный.

С детства важно прививать ребёнку критическое мышление, умение анализировать ситуации и принимать верное решение в необычных обстоятельствах. Преступники, заманивая ребёнка, редко применяют силу, а действуют хитроумно, пользуясь детскими интересами, природной любознательностью, добротой и отзывчивостью ребёнка. Рассмотрим конкретные примеры опасных сценариев и то, как ребёнку в них себя вести.

Источник:
Legion Media

Какими уловками пользуются негодяи?

Ситуация 1.В магазине или на улице мать с ребёнком в руках просит у непознанного ребёнка о помощи, предлагая отправиться вместе куда-то.

Чему научить ребенка? Родители должныЕсли взрослый просит о помощи, это сигнал опасности. Нужно бежать от него, не разговаривая. Если сверстник просит помощи, нужно узнать причину и действовать: позвонить родителям или экстренным службам. Никуда не ходить с ним.

Ситуация 2.Чужой человек гуляет с щенком или котенком на улице и случайно предлагает ребенку пойти посмотреть на других питомцев. Для ребёнка домашние животные обычно вызывают сильную реакцию, он импульсивно на них реагирует и может забыть о предостережениях, которые ему давали родители.

Чему научить ребенка? Малыш должен понимать, что общение и контакты с не знакомыми людьми запрещены, за исключением ситуаций, когда мама малыша на площадке просит поменяться игрушками.

Источник:
Pinterest

Ситуация 3Взрослый держит ребенка за руку и уводит.

Чему нужно научить ребенка? Понятие телесных границ важно для ребёнка. Чтобы ребёнок понимал свои границы и узнавал, как к нему нельзя обращаться, взрослые не должны нарушать эти границы: нельзя целовать, обнимать или гладить ребёнка против его воли. Если малыш не хочет обнять бабушку, его не заставляют, даже если «бабушка обидится».
Это относится и к другим проявлениям внимания, например, щекотке. Когда ребёнок пытается оттолкнуть взрослого, а тот продолжает его тискать. Медицинские манипуляции с удержанием тоже нарушают телесные границы ребёнка.

С детства важно научить ребёнка отказывать в нежелательном физическом контакте и говорить «нет» в ситуациях, например, когда просят игрушки.

Важно объяснять ребенку о важности делиться, но ему следует иметь право отказать. Такая возможность помогает ему тренировать установление границ. Чем лучше ребенок осознает и чувствует свои границы, тем больше вероятность, что в критической ситуации он подаст сигнал, освободит руку, убежит.

Ситуация 4Взрослый притворяется другом или коллегой родителей и требует выполнить задание: «Твой отец велел тебе это сделать».

Чему научить ребенка?Связь с ребенком (телефон или умные часы) важна для того, чтобы в любой непонятной ситуации ребенок мог сообщить вам о происходящем. Если незнакомец утверждает, что друг папы попросил его о чем-то, нужно отойти в сторону и позвонить отцу, чтобы узнать, отправлял ли он кого-нибудь за ребенком.

Ситуация 5Полицейский попросил ребенка последовать за собой.

Чему научить ребенка?Чтобы отличить полицейского от других людей в форме, можно показать ему отличительные знаки и рассказать, что у него на поясе может быть пистолет или дубинка.

Источник:
Pinterest

Что еще объяснить ребенку?

  • Человек реагирует на угрозу тремя способами: сражаться, убегать или оставаться неподвижным. Стоит научить ребёнка переходить в режим «бежать» во время опасности.

  • Перед прогулкой спросите ребенка о месте пребывания и друзьях, с которыми собирается встречаться. Также обсудите заранее маршруты от школы до дома, секции или других мест.

  • В опасности без взрослых рядом? Телефон с контактами родителей, близких, экстренных служб или «умные» часы с тревожной кнопкой и GPS-метка помогут. Важно добраться до места, где множество людей: магазина, аптеки.

  • Для пояснения малышу правил безопасности можно читать с ним книги по данной тематике, смотреть мультфильмы, проводить игры с игрушками, проигрывая опасные ситуации, сочинять сказки о том, как герои попадают в подобные трудности. До младшего школьного возраста правила усваиваются только игровым путем: бесполезно принуждать к осмыслению и требовать осознанного понимания на интеллектуальном уровне.