Есть сторонники как можно более скромного просвещения ребенка в этом направлении. Если вы приверженцы такого подхода, советуем почитать книги И. Медведевой и Т. Шишовой «Книга для трудных родителей», «Воспитание без ошибок», «Родители и дети — конфликт или союз?».
Ребенку, конечно, важно знать, откуда он взялся. Он понимает, что было время, когда его не было и его появлению предшествовало нечто, о чем он совершенно не осведомлен. Поэтому он задает вопросы о своем происхождении и об отношениях, которые связывают родителей. Ребенка в большей степени интересует, почему родился, именно ОН, а не кто-то другой. Отвечая на подобные вопросы, необходимо на первый план вынести эмоциональную составляющую процесса. Расскажите о том, как вы познакомились и полюбили друг друга, как очень захотели, чтобы у вас появился малыш. Из всех малышей на свете именно он (она) вам дороже всех. Вспомните, как вы радовались его (ее) появлению.
Есть такая замечательная психотерапевтическая техника «Фантазия рождения». Взрослому человеку предлагают сочинить историю своего рождения, рассказать, какая была погода, какого цвета были стены, кто стоял рядом. По этому рассказу можно судить о программе жизни человека, его комплексах, установках. Попробуйте рассказать малышу историю его рождения так, чтобы он почувствовал, насколько он вам дорог, понял, что мир открыт для него, что жизнь его будет светлой и прекрасной. Это очень важно для формирования самосознания ребенка. Примерно этот рассказ может звучать следующим образом: «Когда ты родился, была прекрасная погода, светило солнышко, цвели цветы (или блестел на солнце снег, или кружились разноцветные листья, или пробивалась первая травка, пели птицы). Маме помогали врачи. Они все улыбались, потому что тоже были рады твоему появлению. Папа был рядом, держал маму за руку (или приехал сразу же). Он взял тебя на руки, и ты улыбнулся. Мы все вместе приехали домой, где нас ждали бабушки и дедушки. Ты был совсем маленький, умел только пить молочко и спать. Потом ты вырос и стал вот такой большой, умный и красивый».
Не стоит вспоминать «бабушкины сказки» и рассказывать ребенку о том, что его нашли в капусте. Вообще к глаголам нужно относиться внимательно. Давайте разберемся. Какую вещь мы обычно находим? Ту, которую потеряли. Возникает вопрос: если ребенка нашли в капусте, кто его там потерял, когда и почему? Малыш либо вам не поверит, а значит, будет считать, что вы его намеренно обманываете, шутите, что вы несерьезно относитесь к его мыслям и чувствам или разрешаете себе (а значит, и ему) говорить неправду. А если поверит, пусть и ненадолго, то в его душе поселится сомнение в том, что он был желанным, долгожданным.
Не переборщить