Алалия у детей: какие признаки говорят о нарушении речи, и какое есть лечение
09.07.2024Логопед раскрывает симптомы алалии, которые позволяют поставить точный логопедический диагноз и своевременно начать коррекцию.
Что такое алалия
Алалия — полное отсутствие речи или непонятные окружающим слова и звуки, которые произносит ребенок. Это не означает, что если ребенок в год не говорит, то ему по умолчанию ставят этот диагноз. Чаще всего родители бьют тревогу ближе к двум годам, когда многие дети уже активно говорят отдельные слова или фразы, а их ребенок заметно «отстает» в этом вопросе. Но чем раньше специалист точно определит у ребенка алалию, тем больше шансов начать успешную коррекцию. Поэтому если вас что-то беспокоит в развитии речи ребенка, лучше проконсультироваться с неврологом и логопедом-дефектологом.
Многие задаются вопросом: из-за чего возникает алалия. Это речевое нарушение связанно с повреждением участков головного мозга, отвечающих за понимание и произношение слов. Подобные повреждения случаются в период внутриутробного развития, при родах или в раннем возрасте.
Считается, что диагноз встречается примерно у 1 % детей среди дошкольного возраста, и у 0,6-0,2 % школьников. Также есть данные, что у мальчиков алалия бывает в 2 раза чаще, чем у девочек.
Какие формы и степени тяжести алалии бывают
Принято выделять несколько основных видов алалии. В зависимости от типа подбирается своя коррекция. Коротко расскажем о каждом виде алалии и признаках, которые для них характерны.
Моторная алалия
Она обусловлена повреждением моторной зоны коры головного мозга. При моторной алалии ребенок слышит и понимает чужую речь, но самостоятельно не может выразить свои чувства словами. Он изъясняется жестами, мимикой, часто использует так называемый «птичий язык» или молчит совсем. Есть и другие характерные симптомы:
-
нарушение координации (ребенок может часто падать, плохо ориентируется в пространстве);
-
плохое развитие мелкой моторики;
-
отсутствие желания говорить;
-
сниженная работоспособность и быстрая утомляемость.
У ребенка возникают трудности с произнесением слов и звуков, или речь отсутствует полностью.
Страдает высшая психическая деятельность. У ребенка снижены память и внимание, нарушено развитие эмоционально-волевой сферы. Такие дети слишком эмоционально реагируют на неудачи, бывают раздражительными. Часто моторная алалия сопровождается СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Снижение интеллекта связано с отставанием в развитии речи, и при правильной комплексной коррекции, как правило, все приходит к норме.
Сенсорная алалия
Характеризуется нарушением в речевом центре головного мозга, который отвечает за понимание обращенной речи. У ребенка с сенсорной алалией не только отсутствует речевая функция, но также затруднено ее понимание. Слуховая функция не нарушена. Можно выделить ряд характерных признаков нарушения:
-
смешение и замена слов или частей слов;
-
слияние слов в одно;
-
повторение за другими без понимания смысла (эхолалия).
В чистом виде сенсорная алалия встречается редко, обычно выделяют смешанную, сенсомоторную алалию.
Сенсомоторная алалия
Системное недоразвитие речи, развивается вследствие поражений участков коры головного мозга, отвечающих за понимание и воспроизведение речи. Дети с таким видом алалии испытывают трудности с пониманием обращенной к ним речи, сами не говорят или общаются отдельными звуками. Присутствует нарушение внимания, моторики, наблюдается гиперактивность, часто – агрессия.
Сенсомоторную алалию сложнее всего корректировать. Нарушение возникает из-за комбинации органических поражений, которые могут отличаться по степени проявления. Например, ребенок плохо концентрируется и запоминает, но при этом активно говорит на «птичьем языке», или наоборот, понимает обращенную речь, но не говорит.
Эхолалия
При этом нарушении ребенок бездумно повторяет услышанные слова. Он произносит отдельные слова и предложения без осознания их смысла, как эхо.
Эхолалия не встречается отдельно и идет в комплексе с другими видами алалии, поэтому, когда логопед работает над основным диагнозом, нарушение корректируется в процессе.
Как поставить корректный логопедический диагноз
Когда родители понимают, что ребенок отказывается говорить или делает много грубых ошибок, повторяет слова за кем-то или смешивает их в непонятную «кашу» – это повод обратиться к специалисту. Здесь работает принцип, «чем раньше, тем лучше», ведь нарушение легче скорректировать на ранней стадии развития.
Для постановки диагноза важно собрать информацию о течении беременности и родах, первых месяцах жизни ребенка, его травмах и о характере взаимоотношений в семье. Все эти факторы оказывают большое влияние на возникновение и развитие алалии.
Причины, которые приводят к нарушению речи, делят на пренатальные (которые возникли до рождения) и постнатальные (после рождения ребенка).
К пренатальным относятся:
-
генетические факторы;
-
глубокая недоношенность плода и низкий вес (до 1500 г);
-
инфицирование плода TORCH-инфекциями (токсоплазмозом, краснухой, герпесом, сифилисом и другими заболеваниями);
-
воздействие токсических веществ, в том числе прием лекарственных средств без консультации с врачом;
-
нарушение кровообращения и кислородное голодание плода.
К постнатальным относятся:
-
церебральные травмы во время родов, которые случаются из-за физического воздействия или длительного кислородного голодания;
-
инфекционные заболевания крови, менингит, энцефалит и др.;
-
послеродовые травмы, связанные с падением, сотрясением, ожогами и другими причинами.
Диагностика проводится специалистами, которые после обследования, сбора анамнеза могут поставить точный логопедический диагноз (заключение) и разработать индивидуальную схему коррекции. Как правило, специалисты работают в комплексе.
-
Детский невролог проводит исследования на предмет мозговых повреждений, их характера и степени, проводит анализ мозговой деятельности.
-
Оториноларинголог оценивает состояние слуха, гортани, чтобы исключить сопутствующие нарушения, связанные со снижением слуха.
-
Логопед проводит анализ речевых нарушений, моторных и сенсорных навыков.
Какие способы лечения алалии эффективны
Коррекция алалии проходит комплексно. Невролог может назначить медикаментозную терапию, которая улучшает мозговое кровообращение, активизирует работу мозга. Хорошие результаты дает физиотерапия, в которую входят магнитотерапия, светолечение и другие техники.
Ключевую роль в коррекции алалии играет работа логопеда, которая ведется систематически, с обязательными домашними заданиями.
Для успешной коррекции моторной алалии необходимо активизировать речевую функцию, запустить речь. В данном случае специалист работает над увеличением пассивного и активного словарного запаса, учит правильно составлять фразы, четко произносить звуки.
При коррекции сенсорной и сенсорномоторной алалии акцент идет на понимание того, что говорит ребенок. Специалист учит не только различать слова в речи, но и соотносить их с нужными предметами.
Программа коррекции алалии у логопеда включает в себя:
-
игровые занятия и игротерапию;
-
логомассаж;
-
логоритмику;
-
психокоррекционные занятия.
Занятия проводятся в рамках комплексной терапии, могут назначаться с 2,5 лет. Длительность и регулярность определяется индивидуально, в зависимости от степени проявления алалии.