
Актерское мастерство как помощь будущему ребенку.
17.01.2022Художественный руководитель ДМТЮА, заслуженный деятель искусств РФ и заслуженный артист РФ поделился информацией о преимуществах и особенностях обучения детей театральному искусству. Александр Федоров.

Пресс-служба
Из каких причин появилось желание создать Детский музыкальный театр юных актёров?
Желание заниматься детьми возникло давно. Возможно, истоки этого желания нужно искать в моем детстве. В маленьком возрасте я много времени провел на больничной койке. Там с нами занималась женщина, скорее всего, педагог. Ее направили в больницу работать с ребятами, которые по два-три месяца не могли ходить в школу.
Она обучала нас по учебной программе, но также читала книги, рассказывала истории, стихи, пела песни. Возможно, оттуда у меня возникло такое уважение к детям. Я осознал на каком-то уровне, что это важно. К нам обращались не «детишками», а «детьми», относились с большим уважением и вниманием.
До того, как театр вошёл в мою жизнь навечно, я желал быть преподавателем литературы. Этим грезил в детстве. Возможно, это похоже на профессию режиссёра. В некотором роде это близкие профессии.

Пресс-служба
Если говорить о причинах выбора детского театра, то это судьба. Никуда от неё не уйдёшь, что на роду написано — то и получаешь. Несколько раз хотел покинуть театр, которым управляю. Хотелось делать, как сейчас говорят, «нетленку» — крупные спектакли со взрослыми артистами. Ведь не обо всем с детьми можно говорить в театре и не все темы поднимать.
Мой друг Сергей Казарновский, очень умный человек, как-то сказал: «Знаешь, какая штука? Людей, которые успешно работают со взрослыми актерами, много. А вот тех, кто понимает язык детей и, главное, кого дети понимают, — невероятно мало. Так что не занимайся ерундой, иди к детям и работай с ними».
Считаю это поручением старшего друга и по сей день работаю с ребятами.
—С какого возраста можно начинать обучение актёрскому мастерству?
Это очень личная история. Можно сказать, что театральное обучение ребёнка следует начать с самых ранних лет. Первыми руководителями этого процесса должны стать родители, бабушки и дедушки.
В три года я подарил дочке куклы-пальчиковые, и мы стали строить собственный домашний театр.
Первоначально я выступал с матерью, затем Маша также начала принимать участие.

Пресс-служба
Посещение театров рекомендуется с четырёх до пяти лет. Важно быть внимательными при выборе спектаклей, ориентируясь на возрастные рекомендации. Первые представления для малышей — это сказки, не превышающие по времени определённых пределов. В нашем театре постоянно приходится настаивать на соблюдении возрастных ограничений, так как некоторые родители приводят пятилетних детей на спектакли, предназначенные для двенадцатилетнего возраста.
Для детей спектакли бывают слишком длинными, с какими-то сценами, способными не просто напугать ребёнка, но и отбить желание ходить в театр вообще. Нужно быть очень осторожными. Повторю: самое первое воспитание ребёнка — домашний театр.
Это интересно и ребёнку, и родителю, и развивает не только ребёнка, но и взрослых.
Взрослые начинают творчески думать, творчески жить, поэтому это полезно вдвойне.

Пресс-служба
—Какие качества нужны ребенку, мечтающему о сцене театра?
Ребенок должен любить фантазировать, быть активным и общительным. Желание «встать на табуретку и рассказать стих» говорит о наличии «актерского начала». Если ребенок с интересом работает со своими игрушками, разговаривает с ними как с живыми существами, значит, в нем есть это самое «актерское начало».
Тем не менее, театр положительно влияет на детей, испытывающих трудности в общении с ровесниками или людьми.
Вступая в добротный театральный коллектив с опытными педагогами и режиссерами, такой ребенок получает от театра много пользы. Ребенок привыкает к совместной работе, творческому коллективу, тому, что его слушают и воспринимают. Это важно не только для того, чтобы ребенок слышал взрослого, своих партнеров по сцене, но и для того, чтобы его также слышали и воспринимали.

Пресс-служба
Необходимо ли отдавать ребёнка на театральное обучение, если ему не хочется — он боится, стесняется?
Конечно, стоит попробовать! Если ребенок не хочет участвовать в театральных играх, общаться с коллективом — это неправильно. Ребенку необходимо социализироваться. Родители должны в определенный момент настоять на этом. Но приказным тоном делать ничего нельзя. Нужно попытаться все сделать тонко и с любовью.
Есть другая природа творчества. Если ребенок, скажем, художник, ему не так важно общение во время работы. Важен предмет: холст, бумага, карандаши и краски. Для него важно общение с этими предметами. И это совершенно другая область творчества. То же самое касается исполнительского искусства, хоть здесь зритель важен. Когда ты играешь на инструменте — для кого-то выступаешь, кто-то тебя слушает. Это похоже на актерство. А вот сочинительство — похоже на художника.
В моменты творчества мне, как и ребенку, не нужно присутствие людей. Важны атмосфера, фантазия, образы, возникающие в голове. Их рождение обусловлено комфортной и интересной жизнью в семье, окружением из книг, историй, хороших фильмов, мультфильмов, важных и теплых бесед с близкими. Тогда для юного художника или писателя наступает момент творчества, и ему не нужны люди вокруг.
В первую очередь на творчество ребенка влияют семья, повседневная жизнь и ее интересные моменты. Чем она интереснее для ребенка, тем интереснее его творчество. Не стоит заставлять таких детей заниматься в театральном кружке или студии, если им это не нравится. Социализация ребенка тоже важна.
Как меняется ребёнок во время обучения актёрскому мастерству?

Пресс-служба
Изменения очень ощутимы! Ребенок адаптируется к взаимодействию с окружающим миром, что является ключевым моментом. Особенно важно это сейчас, когда дети всё больше времени проводят в общении с гаджетами. К сожалению, это заменяет живое, творческое общение и ущемляет живую фантазию.
Посещая театральную студию или кружок с удовольствием, ребенок открывает для себя главное в театре — общение. Театр — искусство живого общения: с партнером, материалом, зрителем и режиссером. Ребенок становится общительнее и свободнее.
В театре ребенок замечает второй план, то что скрыто за словами, постигает мысли, лежащие за ними. Это обогащает психику, делает ее богаче и интереснее, учит ребенка видеть не плоско, а объемно. В этом плане сложно переоценить пользу театра.
—Может ли изучение актерского мастерства изменить жизнь ребёнка и помочь ему реализовать себя?
Работа в театральном коллективе изменяет жизнь ребенка как в театре, так и за его пределами. Большой опыт работы со школьниками в театре дает мне возможность утверждать: дети, которые успешно занимаются театром, не только хорошо учатся, но и становятся творческими центрами в своих школах.
Эти дети начинают заниматься художественной самодеятельностью, организовывают классные вечера, активно участвуют в школьной жизни. Театр очень развивает творческую жизнь ребенка и вне театра. Главное, искусство общения, о котором говорил ранее, облегчает ребенку в дальнейшем вход в любой новый коллектив, умение интересно объяснить просьбу, интересно поставить задачу. Опять же, это неплохое виденье.
Театр — это умение услышать, увидеть и узнать персонажа таким, каким он есть на самом деле, а не кажущимся с первого взгляда. Таких людей часто возглавляют коллективы, им легче работать в команде, увлечь будущих коллег и партнеров. Выпускники нашей театральной школы это подтверждают.

Пресс-служба
— Когда родители возражают против актерской карьеры ребенка, целесообразно ли отдавать его на занятия по развитию?
Я считаю, что между родителями и ребенком не должно быть противоречий интересов. Как посоветовать семье, если она не желает, чтобы ребенок занимался театром? Нужно уважать их решение. Все зависит от ребенка, его развития, увлечений, фантазий, общительности, а также от того, насколько ему нужна игра в театре.
Театральные занятия для ребенка должны быть прежде всего игрой, фантазией, изменением ситуаций и возможностью перевоплощаться в зависимости от ситуации. Если родители против, настаивать не стоит, ведь это семейное решение.
—Какова отличительная черта методики театрального воспитания молодых актёров, которую вы создали?
Самая важная особенность методики заключается в том, чтобы не рассматривать детей как «детей». Нужно относиться к каждому ребенку серьезно, как к личности с собственными особенностями. Главный секрет — уважение. Нельзя считать ребенка недоразвитым человеком или взрослом. К сожалению, у нас есть мнение, что ребенок — это некий недоразвитый взрослый. Только когда подрастет, тогда другое дело. Но это неправильная позиция.
Ребенок — важное и серьёзное существо. К нему следует относиться так же. Занятия в театре строятся серьёзно. Работаем с понятием конфликта, события, предлагаемого обстоятельства — профессиональными театральными понятиями. Главный секрет — сочетание серьёзного подхода и игры.
Мне нужно открывать что-то новое, подобно ребёнку, воспринимающему мир с любопытством. Каждое мгновение нашей работы интересно мне, так же, как и малышу.
Если у меня получится заинтересовать себя, то ребенку тоже будет интересно. Нужно настроться на открытие, как и ребенок.
В занятиях нет чего-то фиксированного. Сегодня одни дети, завтра другие. Поколения сменяются стремительно, поэтому нужно гибко подстраиваться к новым детям. Способность приспосабливаться к каждому ребенку — залог нашего успеха. Дети просто доверяют мне.

Пресс-служба
— Какие возможности открываются выпускникам вашего театра в сфере актерства?
Одна из перспектив — ребята успешно поступают в театральные вузы. Потому что ребята научены и понимают, что такое театр. Поэтому многие мастера театральных курсов с удовольствием берут выпускников театра именно потому что ребята знают, что такое театральная дисциплина и театральное общение. Наши выпускники часто становятся центрами курса. Это было не раз, и продолжается до сих пор.
Выпускники нашего театра становятся заметными студентами на разных курсах. Так было и на курсе МХАТа под руководством Кирилла Серебренникова, куда поступило восемь наших выпускников. Впоследствии они стали основой курса и работали в Гоголь-центре, а некоторые продолжают это делать.
На курсе Нины Дворжецкой учились две девушки из нашего коллектива, которые заняли лидирующие позиции.
Ученики нашего театра могут поступать в театральные вузы успешнее других. Дальше их ждет встреча с коллегами и даже соперниками, всё зависит от силы характера, судьбы, случая и индивидуальных особенностей курса. От взросления выпускников. В 17-18 лет выпускники заканчивают театр, а в 21-22 года выходят из взрослой учебной жизни. Поэтому там уже важен случай.

Пресс-служба
Что порекомендуете родителям, которые хотят отдать ребёнка в детский театр?
—Обратите внимание: ваш ребенок проявляет склонность к фантазированию и общению. Ему это важно. Если он, как я уже говорил, общается с игрушками, строя диалог, а не монолог, создавая сцены и сценарии с участием партнера — любимой игрушки, то вы можете подумать о театральной деятельности для него.
Театр способствовал бы развитию его природных задатков. Но если ребёнку требуется социализация, а он замкнут в себе и нуждается в выходе из этого состояния, театр может стать лечебным средством. Попробуйте поместить ребёнка в театральную среду – возможно, это ему поможет.