8 шагов к воспитанию у ребенка настойчивости
20.11.2024Инна Прибора
журналист
Анастасия Лындина
психолог
Каждому родителю хочется воспитать чемпиона. Однако множество детей перестают рисовать зайчика, если не получается сделать правое ухо правильно. Что делать, когда пословица «Терпение и труд всё перетрут» оказывается бессильной?
Сначала важно понять причину, почему ребенок не поднимается по канату выше. Трудности могут быть не психологическими. Например, человек может висеть в 10 см от земли не из-за неуверенности, а потому что впервые видит этот канат и не успел развить нужные мышцы. Или он может просто не понимать, что нужно лезть вверх (бывают сложности с восприятием инструкций взрослых). В то время как остальные ползут по полосе препятствий, ваш ребенок может стоять под канатом и смотреть на закат. Бывают трудности с концентрацией внимания. с моторикойС артикуляцией и другими вещами… В целом, перед тем как списывать всё на слабость воли, проверьте ребёнка и удостоверьтесь, что он способен выполнить то, что предлагаете: вышить крестиком два метра полотна с ромашками.
1. Найдите оптимум мотивации
Это уровень мотивации, при котором деятельность протекает наиболее успешно. Исследователь счастья и профессор психологии Михай Чиксентмихайи предложил идею потока — состояния полного включения человека в дело. В таком состоянии не ощущается течение времени, а радость от занятия максимально полно переживается. Поток — оптимальный вариант мотивации, зависящий от сложности дела. Задание не должно быть слишком легким (иначе наступит скука) и слишком сложным (иначе возникнет тревога).
2. Выражайте одобрение
В психологии принято считать, что положительное подкреплениеЛучше положительной обратной связи, фразы типа «Ох, растяпа ты моя, ничегошеньки у тебя не выходит!» нужно запретить законом. Поддерживайте человека, говорите о его настойчивости, мощной воле, которые позволили ему создать книгу из двух страниц и трех рисунков.
Можно действовать по плану: сначала ждем, пока хоть что-то получится (что-то обязательно должно получиться, не цепляйтесь к одной лишь гамме до-мажор); заметив, что человек, который отвергает гаммы, пропрыгал на одной ноге три квартала, хвалим его невероятную целеустремленность. Потом опять ждем удач, хвалим, выражаем радость, даем обратную связь и, когда человек уверен в своих волевых качествах, вводим новую задачу — помучить мажорную гамму. Ну хотя бы семь минут. Когда музыка кончится, пусть все, включая соседей, хлопают в ладоши: не от наступившей тишины, а в честь замечательного упорного ребенка.
3. Вводите дополнительные мотивации
Annie Otzen Photography/Getty Images
В занятиях, которые ребенок считает скучными, ждать от него большого терпения и усилий не стоит. Можно рассказывать о воле, Суворове, который перебрался через Альпы, и Ди Каприо, который ходил в шкуре медведя и получил «Оскара». Такие беседы полезны и вдохновляющие, но не всегда помогают до конца выполнить задание. Иногда лучше добавить мотивацию: игровую, соревновательную, посулить призы. Например, вместо долгой прогулки по жаре можно играть в караван, который идет по пустыне к оазису. Вместо уборки в комнате наводить специальный порядок, чтобы домовой нашел свою кроватку. Вместо скуки в зале музея искать на картине коня с крыльями; после трех коней в кармане у малыша появится конфета или волшебный кристалл.
В будущем прорывы в какой-либо области будут сами по себе побуждать двигаться дальше, однако пока долгосрочные цели не очень мотивируют. Вместо взаимных конфликтов разумнее потратить деньги на мороженое.
4. Не говорите, что это ужасно легко
Когда говорим ребёнку, что задание простое, пытаемся его обрадовать. Но завязывание шнурков – не тривиальная задача, особенно для новичка. Ребята могут неправильно интерпретировать… походя брошенных фразНапример, малыш может решить, что совсем никудышный человек, раз такая простая задача превращается у него в проблему и морской узел. Сообщите, что понимаете, насколько трудным может быть предприятие впервые, но верите в него и станете помогать по мере сил. Если вам пришлось помочь, не надо хлопать себя по колену: «Ну, чего, опять все мать за тебя сделала?». Наоборот, поставьте акцент на том, что вместе старались, и все получилось. А в следующий раз ему вновь удастся одолеть коварные шнурки.
Дайте ребёнку свободу самостоятельных действий.
Важно это особенно в период трехлетнего кризиса, когда малышу необходимо убедиться в возможности действовать самостоятельно, без матери. Не всегда просто наблюдать за попытками надеть комбинезон, которые могут показаться странными. Желание помочь и вытащить ноги из рукавов велико. Но привычка делать все за ребенка может сыграть злую шутку в будущем и привести к форме выученной беспомощности: когда без матери в себе не веришь и ничего не хочешь предпринимать.
Создайте в семье обстановку взаимопонимания, где допускаются ошибки.
Getty Images
Когда все домашние пристально смотрят на ребенка, ожидая, как он сейчас составит икебану, это может нервировать его. Ненапряжённая атмосфера с лёгким юмором придает уверенности в собственных силах. Юмор не должен быть направлен на икебану, даже если она похожа на мятые ветки, на которых сидела собака.
Право на ошибку
Американская бизнес-леди Сара Блэйкли, которую журнал Forbes в 2012 году назвал самой молодой женщиной-миллиардером в мире, заработавшей состояние самостоятельно, рассказала, что помогло ей добиться такого успеха. Она вспомнила, что отец каждый вечер задавал ей вопрос: «Что у тебя сегодня не получилось?». Если у маленькой Сары получалось всё, то папа очень переживал: нет ошибок, значит нет роста.
Участвуйте в ролевых играх и играх с правилами.
Ведущая деятельность дошкольника — игра. Именно в игреТренировать волю легко, если ребенку досталась роль часового или волшебницы. Простоять 20 минут по стойке «смирно» — нереальная задача для ребенка-не-солдата, но в игре это просто. Родителям проще всего организовать настольную игру дома, чем изображать ночных фей. Ребенок, который на развивающем занятии прячется под парту после 10 минут работы, может часами усердно считать добычу руды для своего поселения в ходе игры.
8. Становитесь волевым человеком сами
Личный пример родителя — главный фактор развития личности, нежели советы из интернета.
Не сдавайтесь, если всё идёт не по плану, и проявляйте настойчивость в стремлении к цели: дочитайте эту страницу и только после отправляйтесь отдыхать.
Ознакомьтесь с более ценными и увлекательными материалами по детской психологии в нашем канале. Яндекс.Дзен.