5 советов нейропсихолога о том, как помочь ребенку с тайм-менеджментом
26.11.2024Midjorney/Parents
Время — ценный ресурс, но дети его не всегда осознают. Мир ребёнка наполнен играми, фантазиями и спонтанными решениями, чувство срочности у них отсутствует. Это обусловлено особенностью созревания головного мозга. Научить ребенка управлять временем — значит предоставить ему инструмент на всю жизнь. Как это сделать: творческими техниками и советами, основанными на физиологии мозга, подходящими как для малышей, так и для подростков. Почему детям важно научиться управлять временем, рассказала Алена Гецко.
Алена Гецко
Специалист по клинической психологии и нейропсихологии, создатель федеральной сети нейроцентров «Логотошка».
Личный сайт
Распределение времени – это не просто выполнение задач. Это уверенность в себе, умение держать обещания и чувствовать контроль над ситуацией.
Важно успеть важное, быть успешным и запланировать время на любимые занятия. Так же меньше стресса в будущем. Управление временем начинается с маленьких шагов, доступных даже маленькому ребёнку.
Пять методик управления временем для детей разных возрастов.
1. «Таймер в руках» (3-6 лет)
Shutterstock/Fotodom.ru
Для малышей время не цифры, а ощущение. Мозг ещё не способен «чувствовать» и понимать его визуально. В этом возрасте нужен родительский контроль, который постепенно снижают. Поставьте таймер, видимый для ребенка, и объясните, что пока он «тикает», нужно закончить задачу.
-
Складываем игрушки до тех пор, пока песок не закончится в песочных часах.
-
По завершении звукового сигнала таймера можно прекратить чистку зубов.
Если ребёнку трудно ориентироваться по таймеру или это неинтересно, воспользуйтесь конструктором-липучкой. Прикрепите его на ровную поверхность (зеркало, холодильник, магнитная доска) по кругу, как часы. Сначала приклейте 4 липучки: на 12, 3, 6 и 9 часов. Отделяйте по одному элементу, самостоятельно считая время. Затем на каждую цифру «циферблата». Так у ребёнка будет развиваться пространственное мышление, необходимое для изучения настоящих часов.
Эта техника полезна и для детей до трёх лет, например, когда малыш увлечённо играет и не хочет идти спать или есть. Возьмите часы-липучки и настройте их заранее: когда отсоедините все липучки, пойдём спать. В определенное время скажите малышу «Тяни!», большинство ребят с удовольствием отрывают липучки, особенно если этот конструктор использовать только для ограничения времени. Эти техники помогают малышам понять, что время ограничено и его можно увидеть.
2. «Карта дел» (7-10 лет)
Если ребёнок уже посещает школу, а техника управления временем ещё не освоена, советую начать с предыдущей техники и в течение 1-2 месяцев переходить к «Карте дел» или, проще говоря, «чек-листу». Младшим школьникам можно предложить рисовать карту задач. Например, вместо обычного списка:
-
Домашнее задание обозначается книжкой.
-
Секция рисования — кистью.
-
Свободное время — цветной радугой.
Совместно с ребенком создайте интересную карту дня, украсив ее блестками и наклейками. Ребенок не только выполняет задания, но и визуально представляет свой день. Повесьте карту на видное место, чтобы ребенок гордился выполненными задачами. За каждый завершенный пункт можно приклеить «звезду». Собрав 5 звезд за неделю, ребенок получит увлекательное путешествие-сюрприз. Для выбора путешествия воспользуйтесь фантазией и интересами ребенка.
ВАЖНОНаградой может быть эмоциональный опыт: спектакль, экскурсия на страусиную ферму, семейное развлечение. Тогда фиксируется желательное поведение, а не создаётся зависимость от покупок.
3. «Светофор» (11-14 лет)
Shutterstock/Fotodom.ru
Возрастом интересна ситуация: ребёнок считает себя взрослом, сопротивляется контролю, но всё же не всегда может управлять собой и выполнять важные задачи вместо желаемых. В таком случае пригодится метод «Светофор».
-
Разделите дела на три категории:
Задачи на сегодняшний день.
Желтый: можно отложить на завтра.
Красный: важные, но долгосрочные.
-
Ребенок самостоятельно определяет, какие задания относятся к каждому цвету. Это помогает ему не только планировать, но и устанавливать приоритеты. Вместе непременно обсуждают (утверждают) план.
Если уклоняется от важных дел или перекладывает их на потом, нужно ввести «естественные» следствия. Например, получив «2» за невыученный урок, ребенок сделает генеральную уборку или приготовит обед сам (наказание должно быть тем, что ребенок не любит).
4. «Цифровой помощник» (15+ лет)
Технологии могут стать вашими союзниками. Предложите подростку приложения для планирования дня, например, «Трелло» или «Google Keep». Подростки любят пользоваться гаджетами, поэтому управление временем с помощью телефона не будет встречено с негативом. Научите ставить напоминания.
Важно, чтобы ребёнок прошёл предыдущие этапы планирования времени и дел, иначе гаджеты могут стать игрушкой, а не помощником. Подросткам также полезно ввести финансовое планирование.
5. «Дневник успеха» (любого возраста)
Shutterstock/Fotodom.ru
Создайте для ребенка тетрадь, в которую ему следует записывать или рисовать свои успехи за день. Такой подход способствует не только оценке прошедшего времени, но и формированию благоприятного отношения к завершенной работе.
-
Закончил решать задачу перед звонком.
-
«Научился укладываться в 15 минут на сборы».
В блок можно добавлять «забавные ошибки» дня, чтобы ребенок учился относиться к недочетам с юмором. Ребенок может записать новые задачи или чему хочет научиться и расписать на пошаговые задания. Например: «Делать все уроки за 1,5 часа».
-
В течение недели выполнять письменные уроки по 1,5 часа и устные – по 1 часу.
-
Письменные задания выполнять в течение часа, устные — за полтора часа на протяжении следующей недели.
Воспитание навыков тайм-менеджмента у ребёнка: пять рекомендаций родителям
1. Перестаньте быть будильником
Ребята быстро привыкают к тому, что взрослые постоянно напоминают им о делах. Попробуйте возложить ответственность на ребёнка. Вместо «Собирай рюкзак, пора в школу» скажите: «Через 10 минут у нас выход. Готов?». Это даёт ощущение самостоятельности и учит ребёнка думать наперед.
Если вы замечаете, что ребенок сделал ошибку или что-то упустил, вместо указания на это задайте ему вопрос: «Что не так?» или «Что ты забыл?».
2. Дайте больше свободы подросткам
Shutterstock/Fotodom.ru
Для подростков строгий контроль становится причиной конфликтов. Выбор мотивирует подростков сильнее, чем чёткие указания. Вместо контроля установите границы.
-
За какое время выполнишь домашнее задание?
-
Время для уборки в комнате ты определяешь самостоятельно, однако выполнить её надо до вечера.
3. Сделайте задачи осязаемыми
Для малышей важны конкретные и завершенные задания. Вместо фразы «Убери в комнате» скажите: «Давайте вместе разложим игрушки на полки, сложим книги на стол и заправим кровать».
4. Учите гибкости
Покажите ребёнку, что план – не неизменное правило.
-
Не удалось завершить всё запланированное? Хорошо, ведь выполнено главное.
-
Рассмотрим возможность переложить оставшиеся дела на следующий день.
5. Вознаграждайте усилия, а не результат
Shutterstock/Fotodom.ru
При выполнении задачи похвалите ребёнка не только за результат, но и за приложенные усилия. Такой подход даёт ему уверенность в себе.
И постоянно побуждайте к достижению целей. Например:
-
Твой способ быстро закончить домашнее задание — отличный.
-
Вижу, как прилагаешь усилия к составлению плана. Хорошая это привычка.
Умение распоряжаться временем необходимо развивать с детства, подходя к каждому ребенку по возрасту, предлагая ему понятные инструменты и гибко реагируя на его индивидуальные особенности. Тайм-менеджмент – не о жестких расписаниях, а о том, как организовать жизнь ребенка (и вашу) так, чтобы она была спокойнее и продуктивнее. Помните: лучшим примером для ребенка будет ваш собственный опыт.