5 советов для быстрого обучения детей навыку определения времени
28.02.2023Jorg Horstmann/Image Broker/Legion Media
В нашей рубрике «Задай вопрос эксперту» читательница пишет:
Меня зовут Юлия, я мама Анастасии. Вместе с пятьюлетней дочкой долго пытаемся понять, как пользоваться часами, но у нее ничего не получается. Пробовала разные методы, но ни один не помог. Есть ли действенный способ научить ребенка определять время?
Елена Бочкинадошкольная педагогика и психология
Специалист по педагогической психологии, коррекционному обучению, разработчик программы «Я и время», оценщик уровня дошкольного образования.
Всех родителей ожидает задача обучить чадо восприятию времени с помощью обычных механических часов.
Научить ребёнка дошкольного возраста определять время по часам и использовать эти знания в реальной жизни непросто. Взрослым необходимо быть терпеливыми и учитывать некоторые моменты.
Возраст ребенка
Оптимальным возрастом для обучения ребенка пониманию времени считается 5-6 лет, хотя некоторые дети в 4 года уже хорошо разбираются в расположении стрелок на циферблате, а некоторые нет — не стоит торопиться. Ранее учить ориентироваться по часам бессмысленно: малыш ещё не понимает такие временные категории.
Legion Media
Сначала подготовка
Для того чтобы ребёнок мог определить время, ему нужно сначала понять категории времени. прошлое, настоящее и будущее.
Прежде чем начать изучать циферблат, поиграйте с ребенком в игры, которые помогут ему научиться ориентироваться во времени.
-
Расскажите ребенку о цикличности времениРасскажи малышу о том, что день сменяется ночью, сутки складываются в недели, после одного месяца наступает второй, третий и так далее, через 12 месяцев следует новый год. Новый цикл повторяет предыдущий. Понаблюдай за Луной с ним – лунный цикл длится почти месяц — 29,5 суток. Тогда фраза «через месяц» приобретет для него другой смысл.
-
Нарисуйте с ним рисунок на тему «Что потом»Разделите лист пополам. На одной стороне нарисуйте сюжет: яркий день, солнце светит, около дома стоит машина. Затем попросите ребенка придумать продолжение этого сюжета под вечер и нарисовать его на другой половине листа: ночь, звезды на небе, дом, где темно.
-
«Придумайте, что будет дальше».В этом задании важно продемонстрировать ребенку, что за день происходит много действий, и ему тоже приходится следовать такому ритму. Взрослый предлагает ребенку лист, разделённый на 4 части. На первой из них изображено действие, которое произошло в самом начале (например, утром). Перед ребёнком стоит задача продолжить историю в оставшихся временных промежутках — днем, вечером, ночью. Пример: утром девочка идёт в садик, днем играет с куклой, вечером читает книгу, а ночью спит.
-
Поиграйте в «День-ночь»Попросите ребенка нарисовать животное или птицу утром и вечером. Выбирайте тех, у которых активность в разные времена суток (совы днем спят, а синицы просыпаются; ночью ежи охотятся, а собаки спят).
-
Потренируйтесь с часами.С ребенком нарисуйте циферблат, разделив его на четыре части по временам суток. В каждой части изобразите символами то, что ребенок делает каждый день в это время. После каждого занятия попросите ребенка переставить (или нарисовать) стрелку часов вперед. Это поможет ему понимать временные промежутки и распределять свои силы.