5 принципов советского воспитания, снискавших мировое уважение

5 принципов советского воспитания, снискавших мировое уважение

15.11.2022 Marina
Источник:
ТАСС

Ранняя социализация

С самого раннего детства ребёнок находится в коллективе под опекой взрослых, начиная с яслей и заканчивая школой. Ранняя социализация детейВоспитательная система, действовавшая в СССР, в 90-х годах считалась серьёзным пороком. Считалось, что ребёнок лишается собственного «я» в коллективе, его личность подавлена. Однако риторика изменилась, когда поколение детей, которые не посещали детские сады, пошло в школу. Многие из них оказались просто неприспособленными к принятию правил поведения, усвоению информации и общению.

В Советском Союзе (и до сих пор) психологи и педагоги считали семью первым шагом социализации, а детским учреждением — последующим этапом. В детских садах ребенок учился долгое время находиться в коллективе, налаживать отношения со сверстниками и взрослыми. Ребенок находил свое место в обществе, усваивал социальные нормы, формировал позитивные поведенческие привычки. Прежде всего, ребенок общался, развивая навык разговорной речи.

Педагоги бьют тревогу: дети мало говорят, и логопеды помогают не всем. Дети учатся общаться с гаджетами раньше, чем с людьми, у них нет стимулов для общения и взаимодействия. Отсутствие контакта и игр со сверстниками в раннем возрасте может привести к задержке интеллектуального и психического развития. В 2016 году Кемеровский госуниверситет провел исследование, утверждающее, что низкий уровень коммуникации и слабо развитая игровая деятельность ведут к неспособности человека полноценно интегрироваться в общество во взрослом возрасте.

Специалисты полагают, что чем раньше ребенок окажется в коллективе сверстников, тем благоприятнее это скажется на его развитии. В западных государствах малышей направляют в подготовительные классы, а в странах Азии — в детские сады для ранней социализации, которая способствует более успешному обучению в школе.

Источник:
AuthenticPeopleImages / Alamy

Малышей не обижать, старших уважать

Популярная песенка о том, что «малышей не обижать учат в школе», несколько упрощает реальность. Воспитание в СССР строилось на передаче опыта поколений. С детского сада детей учили уважительно относиться к старшим — всем лицам, старше самого ребенка. Дети также дружили и уважительно относились к ровесникам и не обижали тех, кто младше или слабее. Если ребенок обижал того, кто младше, его осуждали. То же самое происходило, если ребенок был груб с взрослыми.

С перестройки такое отношение к поведению считается устаревшим. Психологи утверждают, что ребенок — это независимая личность, которой не следует подчиняться суровым правилам, ведь обстоятельства могут меняться.