10 принципов воспитания Макаренко для современного педагога
05.10.2023«Педагогическая поэма»
Он верил, что даже из несовершеннолетнего правонарушителя можно воспитать порядочного человека. При проблемах с ребенком в семье виноваты родители. Рекомендул находить источник проблем в семейном окружении.
Антон Семенович Макаренко обладал глубоким пониманием своей профессии. С семнадцати лет занимался детьми, в том числе самыми сложными. Ему довелось создать «колонию для дефективных», куда поступали бродяги и малолетние преступники. Позже он организовал трудовые коммуны, которые не только обеспечивали приют для детей, но и перевоспитывали трудных подростков.
Человека невозможно научить счастью, но возможно воспитать его в таком духе, чтобы жизнь его была счастливой. .
Талантливый педагог и писатель часто повторял эту фразу. Опытом делился с коллегами, родителями, читателями. Главными его книгами по воспитанию стали «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей».
В 1988 году ЮНЕСКО отнесла Антона Макаренко к числу четырёх величайших педагогов XX века. Среди его коллег-реформаторов — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер и. Мария Монтессори.
Антон Макаренко излагал родителям основы воспитания и формирования личности ребёнка. .
1. Ребенок должен трудиться
Макаренко считал необходимым проявлять к людям максимум уважения и предъявлять к ним максимальные требования.
В коммуне воспитанники проходили помимо уроков ежедневную четырехчасовую работу на заводе, после чего занимались уборкой всего здания. Успевали также заниматься спортом, посещать кружки и проводить собрания коллектива.
2. Воспитывать нужно через коллектив
— Как иначе ребёнок научится жить в обществе? — спрашивал Макаренко. В коллективе непременно должны быть командный дух, общая цель, обязанности, дисциплина. Так организована была школа, класс, отряд, работали Пионерская и Комсомольская организации. В коллективе практиковался метод самоуправления, и каждый ребёнок получал опыт руководства и умение брать ответственность.
Семья — это тоже коллектив. Учитель сочувствовал семьям с несколькими детьми и считал корнем проблемы систему «единственного ребенка», которая, по его мнению, способствовала развитию эгоизма.
3. Родители — пример во всем
Прежде чем начинать воспитание детей, проверьте своё собственное поведение, – так говорил Антон Макаренко.
Заставить ребёнка слушаться — дело нехитрое для родителей, гораздо сложнее завоевать его доверие.
В благополучной семье царит порядок, подчинение и послушание, которые устанавливаются спокойными, серьёзными и деловыми указаниями, а не принуждением, гневом, криком или уговорами.
4. Школа должна воспитывать
Макаренко верил, что педагог обязан решать задачу недостатка воспитания в ребенке. Он утверждал: «Семейные обстоятельства бывают благоприятные, и бывают неблагоприятные. Обещать, что семья воспитает должным образом, невозможно. Школа должна направлять семью».
5. Любовь не должна быть слепа
Макаренко отделял воспитание от образования. В вопросах дисциплины проявлял строгость, но к успеваемости относился терпимо: не считая необходимым добиваться высоких оценок от тех, кому даётся трудности обучение.
«Здравый смысл — обыкновенная вещь, которая есть у каждого человека, а у родителей почему-то исчезает», — говорил Макаренко. Ему было удивительно, как успешные руководители, люди с высшим образованием поддерживают нормальные отношения со всеми, кроме собственного сына, и не могут разобраться в простых вещах. «Оказывается, единственная причина — любовь к собственному ребенку».
6. Детей нужно хвалить, но не подкупать
Антон Семенович возражал против поощрения детей сладостями или деньгами за хорошие поступки: «В семье должно быть одно премирование – сказать „Ты поступил правильно“… Как просто подкупить ребенка: сделай это – получишь награду. Это небольшая опасность, но это приучает к бухгалтерии, расчету. До одиннадцати лет эти „бухгалтеры“ себя не проявляют, а когда им будет 18-20 лет, вы увидите неприятные последствия», – предупреждал Макаренко и рекомендовал родителям реже хвалить детей, чтобы слова имели… похвалой действовала сильнее.
7. Счастливые дети — у счастливых родителей
Макаренко считал, что счастье не в богатстве, а в духовном единстве, силе духа, честности. Уверенность в том, что живешь правильно, без подлости, обмана, коварства и других пороков – вот истинный источник счастья.
Для ребёнка матери не должны жертвовать собой.
Многих матерей движет принцип «Всё лучшее — детям». Оттого… получаются яжматери, а из детей — инфантильные эгоисты.
Если у вас есть лишние деньги и вы раздумываете, кому купить платье — матери или дочери, то я советую приобрести его матере. Нужно воспитывать в детях заботу о родителях, воспитывать простое и естественное желание отказаться от собственного удовольствия, пока не будет удовлетворен отец или мать.
9. Деньги для удобства, а не поклонения им
Макаренко считал любое проявление потребительства и корысти предосудительным: «Деньги! Из всех творений человечества это изобретение самым близко подошло к дьяволу. В ничем другом не было такого простора для применения подлости и обмана…»
Он обучал учеников пользоваться деньгами так, чтобы деньги были полезны, но не создавали нравственных затруднений.
10. Любовь к порядку и чистоте
Макаренко считал, что в семьях, где ценят порядок и чистоту, не могут расти плохие дети. «Как можно воспитать ребенка, если не умеешь упорядочить несколько вещей в своей квартире?»