
10 кризисов развития ребенка до полутора лет.
15.05.2023

Екатерина Бурмистровапсихология
психолог
Новорожденный развивается стремительно. Вчера он будто вас не замечал, сегодня встречает улыбкой и радостными гуканьями. Ещё недавно можно было оставить его одного на родительской кровати, а сейчас он, перевернувшись, едва с нее не свалился. Новые умения появляются неожиданно и сопровождаются яркими эмоциональными всплесками.
Все дети индивидуальны, но прыжки в росте происходят у всех в установленной последовательности, если не одновременно, то с определенной разницей во времени при нормальном развитии.
В среднем кризисные периоды у детей наступают на 5-, 8-, 12-, 15-, 23-, 34-, 42-, 51-, 60- и 72 неделе жизни. Длится каждый период от одной до нескольких недель. Если ребёнок родился раньше или позже срока, то точку отсчета нужно определить самостоятельно. у недоношенных детейСкачки роста происходят позже, чем у сверстников.

Первое увеличение размеров — новые чувства.
5-я неделя
Главная мысль: «Ощущаю, но выразить словами невозможно».
Что теперь умеет малыш:
-
улыбается;
-
рассматривает предметы в его поле зрения;
-
Внимательно слушает звуки и воспроизводит свои.
-
реагирует на прикосновения.
Особенности поведения
Плачет без причины, капризничает. Мир вокруг стал другим, малыш это понял, проснувшись однажды. Единственное понятное и близкое существо — мама. Вот и требует он постоянного внимания настойчивым криком. Часто ложится на живот: такая поза еще и символ защищенности для него.
Что делать родителям?
Сохраните спокойствие. Возьмите малыша на руки, прижмите к себе. В это время не нужно прекращать грудное вскармливание. Если вы соблюдали графики кормления и сна, в кризисный период от них лучше отказаться.
Воспитывайте способности ребенка. «Отражайте» его действия: он улыбается — улыбнитесь в ответ. Общайтесь с малышом, произносите слоги: «ма, па, ба, да», реагируйте на его звуки, повторяйте за ним. Ребенок сейчас присматривается к тому, кто с ним общается, узнает маму, папу — называйте того, кто с ним разговаривает и ухаживает. Помните, что ребенок в этот период различает предметы на расстоянии около 30 сантиметров. Не спешите — не пытайтесь показать все игрушки сразу. Выберите сегодня одну, завтра другую. Приближайте ее к малышу, затем отодвигайте сначала в одну, затем в другую сторону. Зрительная гимнастика должна быть короткой — 2–3 минуты. Развивайте тактильные ощущения ребенка: дайте ему почувствовать предметы с разной поверхностью.

Совет психолога:
Первые движения малыша случайны, но первое, что у него получается — это сосредоточить взгляд на предметах. Нужно давать ему подходящие игрушки, которые помогут развить эту способность: мобили или контрастные погремушки. Но самым интересным объектом для малыша в этот период является лицо мамы. Существует правильная дистанция, на которой она должна держать ребенка – около 35–40 сантиметров от своего лица, чтобы малыш фокусировался на ней и рассматривал черты. Это самое важное развивающее упражнение. Первая улыбка ребенкаВажный момент – это социальный дебют, одна из вех развития. До шести недель новорожденный как будто смотрит внутрь себя, а потом словно разворачивается в наш мир. Видеть лицо взрослого для него просто необходимо. Психологи в поисках решения проблемы задержки психического развития новорожденных в домах ребенка придумали вешать перед малышом фотографию человека или даже шарик с нарисованным лицом.

Второй этап развития – постижение себя.
8–9-я недели (пик 8-я неделя)
Лейтмотив: «Вот я какой!»
Что теперь умеет малыш:
-
Во время движения головы человек фиксирует взглядом объект.
-
Осматривает свои руки и ноги, внимательно их изучая.
-
различает звуки, вкус, запахи;
-
удерживает игрушку в руках;
-
пытается перевернуться со спины на живот и обратно;
-
ему любопытно все, что двигается;
-
Явно проясняет свою позицию, приковывая к себе взгляды.
Особенности поведения
Мир казался малышу огромным и разнообразным, количество информации было столь велико, что пугало его. Спасение находилось рядом с мамой. И познавать все ему хотелось только вместе с ней. Он просил ее о внимании постоянно и радовался, когда она откликалась на него.
Что делать родителям?
Возьмите малыша на руки и гуляйте по квартире, вынимайте его из коляски на улице, показывайте предметы и людей, объясняя, что это. Дайте ему игрушку, пусть изучает себя. Перебирайте с ним пальчики, прикасайтесь к ушкам, носику, глазкам, показывая их на себе и произнося названия. Отвечайте на его звуки, чтобы он понял, что вы его слышите. Разговаривайте о том, что видите и делаете. Когда малыш засыпает или беспокоится, включайте спокойную классическую музыку, можно записи шума моря, пения птиц. Во время бодрствования – ритмичную. Но не навязывайте то, что нравится вам. Наблюдайте за его интересами и следуйте ему. Расширяйте горизонты, важные именно для ребенка.
Совет психолога:
В возрасте 6–7 недель развивается зрение руки: ребенок внимательно смотрит на пальцы, кулачки. Ещё не осознаёт, что это его части тела. Не стоит постоянно держать его на руках, хотя ему этого хочется. Кроха и правда видит много интересного, но при этом зрительное открытие руки происходит медленно. Нужно положить его полежать. Тогда к трем месяцам он сможет сам удерживать погремушку и рассматривать её сознательно.

Третий этап роста характеризуется плавными движениями.
12-я неделя
Лейтмотив: «Я переворачиваюсь»
Что теперь умеет малыш:
-
Обладает способностью воспринимать окружающую обстановку как единое целое, а не разобранными частями.
-
Движения тела выполняются плавно, без рывков.
-
Учится управлять голосом, переходит от тихих звуков к громким и обратно.
-
Внимания заслуживает не только плачем, но и визгом, смехом.
Особенности поведения
В такие времена ему требуется больше внимания. Может быть, станет слабым и апатичным, плохо будет кушать или наоборот — устраивать капризы. Поведение резко изменится. К незнакомым проявляет недоверие.
Что делать родителям?
Обучайте малыша брать предметы, расположив их в пределах его досягаемости. Развивайте тактильное восприятие ребенка, предлагая ему игрушки из различных материалов. Устройте игры: посадите на колени и раскачивайте, возьмите на руки, имитируйте полет самолета и «приземление». Создавайте собственные развлечения. И говорите постоянно. Не молчайте, считая, что он вас не понимает.
Совет психолога:
С трёх до четырёх месяцев ребёнок начинает переворачиваться, сначала случайно, затем преднамеренно. В этот период важно организовать ему поверхность, которая не слишком жёсткая и не слишком мягкая, чтобы малышу было удобно лежать на спине. Родительская кровать — не лучший вариант для таких экспериментов.
Её поверхность бывает слишком пружинистой или рыхлой. Лучше всего использовать мягкий гимнастический коврик, умеренно упругий. И самое главное — дайте ребёнку свободу, чтобы он мог совершать эти перевороты. Сейчас популярна теория привязанностей: родители стараются постоянно носить ребёнка на руках. Контакт действительно очень важен, но не менее важно тренировать двигательные навыки крохи.

Четвёртое увеличение развития — изучение космоса.
15–19-я недели
Лейтмотив: «Я понимаю как»
Что теперь умеет малыш:
-
Можно не просто забрать игрушку и сжать её, а и достать предмет, покрутить его, осмотреть со всех сторон.
-
Не просто гулит, а может впервые произнести «мама» или «папа».
-
Он способен ползать, что открывает ему новые возможности для изучения окружающего мира.
Особенности поведения
Ребенок осознаёт, что некоторые события зависят от него, что выбивает его из равновесия и пугает. Держа его на руках, он пытается сползти вниз, а во время плача старается принять позу младенца.
Что делать родителям?
Ранее малышу хватало просто быть в объятиях, сейчас для отвлечения его требуется постоянное участие, изобретение новых игр и развлечений. Только физического контакта недостаточно.
Совет психолога:
Важно, как обустроена среда малыша: иногда, даже имея много игрушек, ему не хватает подходящих. Некоторые игрушки слишком громоздки, слишком красочные или слишком шумные.
Бывает, малыш постучит погремушкой о себя и теряет к ней интерес — испугался. Лучше всего подходят игрушки небольшого размера, лёгкие и удобные в руке.

Пятый этап развития — это мир взаимозависимостей и понятие расстояния.
23–26-я недели
Лейтмотив: «Я двигаюсь»
Что теперь умеет малыш:
-
Улучшает управление руками и ногами, проявляет большую активность.
-
Начинает понимать, что вещи разделены пространством.
Особенности поведения
Он становится более замкнутым, неохотно идёт к людям на руки. Ему важно видеть маму в поле зрения. Прижимает к себе игрушки, которые дарят ему чувство безопасности.
Что делать родителям?
Младенец проявляет большую активность, за ним нужно быть внимательным, как никогда ранее. Ребенку нужна постоянная опора, чтобы научиться ориентироваться в пространстве и преодолеть страхи. Теперь малыш может успокоиться не только в материнских объятиях, но и отвлечься книжкой или игрушкой.
Совет психолога:
Неподвижный малыш становится подвижным, отталкиваясь от поверхности, раскачиваясь. Развиваются навыки, которые ведут к ползу и вставанию с опорой.

Шестой скачок роста — мир категорий
34–37-я недели
Лейтмотив: «Я исследую»
Что теперь умеет малыш:
-
Начинает рас分類вать окружающий мир, группируя предметы по категориям: игрушки, люди, вещи. Поиск общих черт и отличий между группами придает поступкам больше осмысленности.
-
Понимая разницу в консистенции, цвете и вкусе предметов, малыш собирает крошки с пола, пропускает пюре между пальцами, берет кашу руками и пробует всё.
-
Не говорит ещё, но многое понятно из его жестов.
Особенности поведения
Этот критический рубеж психологически самый сложный. Ребенок теряет доверие к людям. Слышен плач, проявляются капризы, требования и нетерпение. Младенец вновь жаждет быть рядом с матерью.
Что делать родителям?
Не запрещайте ребенку изучать предметы, которые кажутся опасными. Главное, чтобы все происходило под вашим контролем. Давайте ему возможность и поощряйте нажимать, включать – словом, экспериментировать. Попросите его что-то выполнить, дать вам. Хвалите, если ребенок справляется.
Совет психолога:
В этом возрасте ребенок исследует мир ртом и руками, пробуя все, что привлекает его внимание. Дайте малышу возможность делать это, если это безопасно.

Седьмой скачок роста — мир последовательностей
42–46-я недели
Лейтмотив: «Все одно за другим»
Что теперь умеет малыш:
-
впервые пытается складывать, конструировать;
-
Овладевать последовательностью действий.
-
ему нравится разрушать и разбрасывать вещи.
Особенности поведения
Ребенок готов на все ради того, чтобы быть рядом с вами. Держится за маму, карабкается на нее. Желает постоянного внимания. Первые проявления ревности. Тревожный, плохо засыпает и спит. Начинает капризничать.
Что делать родителям?
Вовлекайте ребенка в домашние дела, поручайте ему мелкие задания. Расскажите, чем занимаетесь (готовите, убираете), дайте тряпку, кастрюлю, ложку. Предложите помощь при одевании, расчёсывании, чистке зубов. Разрешите малышу самостоятельно есть ложкой. Играйте в «ладушки», «сороку-ворону», прячьте игрушку и ищите вместе с ним.
Совет психолога:
До года для ребенка главным способом связи является телесный контакт. В первые 6 месяцев малыш строит эмоциональное общение с матерью. К концу первого года жизни ребенок формирует доверие к миру. После полутора лет начинается новый этап развития связи между мамой и ребенком. Малыш становится личностью, учится говорить и вырабатывает собственное мнение. В дальнейшем отношения мамы и ребенка могут быть не столь гладкими и спокойными: пройдут через кризисы трех, семи и подросткового возрастов.

Восьмой этап развития — самостоятельное нахождение решений.
51–55-я недели
Лейтмотив: «Я знаю как»
Что теперь умеет малыш:
-
Ищет индивидуальные решения для любых задач.
-
Знает, как стирать, звонить, одеваться, садиться за стол, ходить в магазин.
-
Верно понимает, что к цели возможно добраться различными способами.
Особенности поведения
Множество детей нуждаются в постоянном внимании и занятиях. У малыша может меняться настроение быстро.
Вредничает, привлекая к себе внимание непослушанием, особенно если вы заняты. Может злиться, если запрещаете что-то.
Что делать родителям?
Пусть малыш участвует в «взрослых» делах: накрывайте стол вместе, доставайте продукты, просите принести что-нибудь. Вода хорошо успокаивает ребенка — дайте возможность поиграть с ней: разрешите помыть посуду, искупать куклу или игрушку.
Совет психолога:
Непослушание — это осознанное поведение с целью добиться желаемого, хотя ребенок понимает правила и обязан вести себя правильно. С возрастом около года малыш может проявить первые черты отрицания.

Девятый скачок развития — век принципов.
60–64-я недели
Лейтмотив: «Я сам!»
Что теперь умеет малыш:
-
Получает возможность находить и использовать собственные «принципы»: не подчиняется программе, а формирует её самостоятельно, внедряя коррективы и оценивая её.
-
учится кувыркаться, взбираться;
-
держит карандаш;
-
подражает каким-то действиям;
-
дурачится, корчит рожицы.
Особенности поведения
Может настаивать на своем: «Хочу так делать и буду». Организует скандалистические ситуации, требует внимания к собственным интересам. Жаловатся и привлекать к себе внимание. Изучает реакции других на свое поведение. Стремится быть самостоятельным, действовать самостоятельно, но не всегда знает как. Проверяет понятие «да» и «нет».
Что делать родителям?
Постарайтесь не препятствовать ему, дайте возможность пробовать и принимать решения самостоятельно. Если малыш ведет себя агрессивно, объясните, что вы этому не рады. Ведите с ним переговоры. Объясните границы дозволенного, понятия «да» и «нет», учите им следовать.
Совет психолога:
Начинают ходить малыши в возрасте от семи месяцев до четырёх месяцев года. В случае если это ещё не случилось, следует проконсультироваться со специалистом.

Десятый скачок роста — мир систем
72–75-я недели
Лейтмотив: «Я, ты, мы, они»
Что теперь умеет малыш:
-
Становится более гибким в применении принципов, адаптируясь к ситуациям. В этот период закладывается основа совести.
-
Догадывается о том, что поступки вызывают конкретные результаты, осознаёт своё влияние на окружение и умение действовать независимо.
-
Указывает на то, что у других людей вкусы отличаются от его.
-
Выделяет отличия своих от чужих.
-
рисует окружающие предметы, себя.
Особенности поведения
Переполненный энергией, малыш желает проводить со своей матерью каждый день. В некоторых ситуациях поведение малыша может казаться вам чрезмерно упрямым.
Что делать родителям?
Дайте выход энергии. Дурачьтесь вместе, устраивайте шумные игры, пускайте мыльные пузыри, бегайте. Это период, когда ребенок выбирает интересные занятия. Будьте внимательны, наблюдайте, пытайтесь понять, какими способностями и склонностями обладает малыш. Поощряйте новые умения и интересы. Позвольте ребенку познакомиться с разнообразными системами. Сейчас он стремится к порядку — дайте ему возможность насладиться этим: купите пазлы, объясните, как их собирать.
Совет психолога:
Когда малыш идет восемнадцать месяцев, видно, что бежит туда, куда ножки несут — под ним земля вертится. А полторагодовалый ребенок конкретно двигается из точки А в точку Б, у него есть четкий путь. Он может споткнуться по дороге, но понимает, куда ему надо идти. Это совсем другой уровень.
Слово специалисту

Екатерина Бурмистровапсихология
семейный психолог, мама 11 детей
Не стоит делать выводы о всех молодых мамах, опираясь на средние показатели по неделям.
Двадцать два года я работаю с молодыми родителями и осознаю, как чёткое деление на недели может оказывать давление. Такой календарь, с одной стороны, даёт последовательность ожидаемых событий, но с другой — может вызвать тревогу у родителей: «Почему у моего ещё этого не произошло?». Помните: каждый малыш развивается в собственном темпе. Кроме того, существует понятие варианта нормы, где большой разброс. Например, вариант нормы гласит, что ребёнок может начать говорить первые слова от шести месяцев до года и десяти месяцев.
Ускоренность развития определяется, во-первых, наследственностью. В одних семьях дети развиваются интеллектуально быстрее сверстников. В других – наоборот, физические способности лучше развиты, например, речь начинается позже. В обоих случаях причина не в питании или методиках. Во-вторых, индивидуальные особенности ребенка играют роль. Ребенок с холерическим темпераментом пройдет все стадии развития быстрее, чем уравновешенный малыш.
Понимание этапов развития ребенка полезно для родителей, так как позволяет предвидеть его шаги и быть готовыми к ним. В противном случае мать, оставив малыша на полу, может вернуться и обнаружить, что он уже грызет зарядку или провод из-за внезапного начала ползать. Знание о скачках роста поможет родителям бытьPrepared к различным ситуациям.
Важно не столько точное время преодоления этапов развития, сколько понимание допустимых вариантов нормы и соблюдение последовательности шагов. Внимательно обратите внимание, если ребенок пропустил какой-то этап. Например, если ребенок не реагирует на звуки или у него долго не появляется улыбка, но уже умеет переворачиваться, и поползЕсли новорожденный не улыбается, это повод задуматься.
Улыбка важна потому что ее отсутствие может указывать на аутистический спектр. Родители таких малышей могут не замечать этого, полагая: наш ребенок просто очень серьезный.
Хорошо, когда ребенка наблюдатет опытный врач, например семейный доктор, который видел много детей. У такого врача наметанный взгляд, интуиция и чутье на нюансы. Если у родителей есть сомнения, стоит показать ребенка специалисту, но не нужно беспокоиться сильно. Достаточно раз в три месяца отводить малыша к опытному человеку. Замечательно, если мама младенца ходит на занятия в малышковые группы, наблюдает ровесников своего крохи и общается с родителями детей такого же возраста. уже не первый ребенок, — они могут подсказать, стоит ли беспокоиться».