10 фраз, избегать которым стоит при разговоре с ребенком, переживающим буллинг.

10 фраз, избегать которым стоит при разговоре с ребенком, переживающим буллинг.

23.01.2023 Inna

Слово «буллинг» заимствовано из английского языка и образовано от глагола «to bully», обозначающего запугивание и устрашение. Буллинг — это травля, запугивание.Регулярное агрессивное поведение по отношению к одному человеку, совершаемое участниками, имеющими преимущество в моральном, физическом плане или социальном положении в группе. Школьный буллинг — один из наиболее частых его видов.

Источник:
Сцена из драмы «Чучело» (12+), снятая режиссером Роланом Быковым с участием Кристины Орбакайте, Советский Союз, 1983 год.

Анастасия Ежова Психология

Специалист по детской и общей психологической помощи, участник Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

Личный сайт

БULLYING В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

В школе ребёнок чаще всего сталкивается с… агрессивное отношение сверстниковБольшинство случаев детской травли происходят в подростковом и младшем подростковом возрасте. В этот период авторитетными становятся не родители или учителя, а сверстники. Одобрение от них играет важную роль. Когда среди детей появляется лидер, большинство следуют за ним.

Если лидер избирает жертву для травли, то другие с большой вероятностью последуют его примеру, стремясь казаться значимыми в его глазах. Чувствуя жалость и сочувствие к объекту насмешек, мало кто решится защитить или поддержать его из-за страха оказаться на его месте.

Источник:
Сцена из фильма «Чучело» (12+), режиссер — Ролан Быков, главную роль исполнила Кристина Орбакайте, СССР, 1983 год.

Причины нападения могут быть различны.

  • Самоутверждение на фоне того, кто слабее.

  • Желание быть в центре внимания.

  • Месть.

  • Зависть.

  • Ревность.

  • Соперничество.

  • Реплика учителя, ставшая неудачным шутом, может спровоцировать насмешки и агрессию в его адрес со стороны учеников.

  • Недостаток любви, внимания, жестокое обращение дома могут побуждать агрессора выражать негативные эмоции в школе, повторяя поведение своей семьи.

  • Характер агрессора, его стремление к контролю, враждебное отношение и одобрение подобного поведения окружающими.

Источник:
Сцена из фильма «Чучело», снятого режиссером Роланом Быковым в 1983 году. В главных ролях Кристина Орбакайте и Юрий Никулин.

Как защитить ребенка?

Важно выслушать ребенка, ставшего жертвой агрессии, задать вопросы, не игнорируя происходящее. В такой ситуации ему особенно нужна поддержка. Иногда родители обвиняют ребенка или говорят слова, которые умаляют его страдания. Важно разобраться в произошедшем, чтобы не ухудшить уже трудную ситуацию.

Следует избегать этих фраз при общении с ребенком, который подвергся травле.

«Ты сам во всем виноват»

Постарайтесь утешить ребенка, проявить сочувствие, не судите его до полного понимания обстоятельств.

«Не делай из мухи слона!»

Ребенку может показаться, что сложившаяся обстановка очень серьезная и не поддается решению.

«Ничего страшного, с кем не бывает»

Взрослые порой не ценят чувств ребёнка. Это может помешать ему управлять эмоциями позже. Лучше поговорить с ним о чувствах, разъяснить их.

«Не обращай внимания»

Эта фраза внушает ребёнку мысль о безразличии к его чувствам, что может заставить его подавлять эмоции. Однако это не устранит их, а они могут вернуться в виде аутоагрессии: нанесение себе травм (как умышленное, так и случайное), вырывание волос или расчёсывание кожи до крови. Агрессия по отношению к окружающим также может проявиться.

«Не преувеличивай»

Дети выражают эмоции точно так же, как воспринимают их. Что нам представляется мелочами, для них может стать значимым событием.

«Нечего было провоцировать»

Прежде чем возложить вину на ребёнка, проявите ему поддержку. Возможно, малыш просто защищал свою личную границу.

Источник:
Кадр из фильма «Чучело» (12+) режиссёра Ролана Быкова с Кристиной Орбакайте в главной роли, СССР, 1983 год.

«Ты же мальчик, что постоять за себя не можешь?»

Не поддавайтесь стереотипам. Ребенок, независимо от пола, испытывает свои эмоции и переживания. Существуют разные методы повышения его уверенности в себе и способности выражать свою точку зрения. Одним из них может быть посещение спортивных клубов.

«Чего расстраиваешься? Они просто пошутили»

Шутка должна вызывать веселье, а не боль. Если ребенок грустит, то то, что кажется другим забавным, ему вредит.

Старайся найти общий язык с ними.

Задача каждого – охранять свои границы. Если ребенка оскорбили, обидели или испортили его вещи, нарушили его границы. В таком случае важно объяснить ребенку, что нужно защищать свои границы — это правильная позиция, а не предлагать подружиться с обидчиками.

«Почему они так к тебе относятся? Что ты им сделал?»

Ребенку может доставаться критика даже без видимых причин. Достаточно лишь немного отличаться от других: быть тише, спокойнее или молчаливее.

Источник:
Сцена из фильма «Чучело» (12+) режиссера Ролана Быкова с участием Кристины Орбакайте, СССР, 1983 год.

Формирование личности ребёнка происходит в семье. В случае если ребёнок ощущает себя незащищённым, часто подвергается критике или обвинениям, это влияет на он может транслировать окружающимВ сложившейся ситуации помощь в осмыслении может предоставить детский или семейный психолог. Однако первостепенная обязанность по разрешению проблемы лежит на родителях и всех взрослых, общающихся с ребёнком.

Важно то, что мы передаем детям, говорим им, как относимся к их чувствам. Взаимодействуйте с учителями, потому что от взрослых зависит атмосфера, в которой находятся дети. Только примером и вниманием можно повлиять на благополучие ребенка в обществе.